Как жили монголы до великих завоеваний

На просторах от Великой китайской стены до верховьев южносибирской реки Селенги (Сэлэнгэ) кочевали по степям и пустыням многочисленные монгольские племена. В окрестностях рек Онона, Керулена и Толы  жили хамаг-монголы, в горах Южного Алтая — найманы, на Селенге — меркиты и др. Китайские летописи называют монголов мэнгу, а жившие к северу и западу от Монголии тюркоязычные народы называли их татарами — по названию одного из монгольских племен, чаще других контактировавшего с тюрками.

Каждое племя состояло из нескольких родов, а род делился на семьи. До тысячи семей составляли курень — общину, которая кочевала вместе и останавливалась на общем стойбище. Остановившись в своем пастбищном угодье, курень укреплял свое стойбище для защиты от врагов и диких зверей, оградив его кругом из повозок, коновязей и загонов для скота. В центре стойбища располагалась юрта — круглый переносной шатер, главы общины или самого вождя племени.

В XII в. у монголов сформировалась знатная прослойка, произошедшая от нойонов — родовых и племенных вождей, привилегированное положение которых стало передаваться по наследству. Нойоны имели при себе на службе отряды личных воинов и телохранителей — нукеров. Уважение народа к нойонам проявлялось в прозвищах, которыми их наделяли: «батор — богатырь», «мэргэн — стрелок», «бильгэ — мудрый» и т.п.

Монголы, выросшие в суровых условиях безводных гористых степей и пустынь Центральной Азии, были отважными и жестокими воинами, умеющими и защитить свое кочевое хозяйство, обеспечивающие им выживание стада овец, лошадей, верблюдов, и при случае ограбить более зажиточного соседа — стойбища другого племени или селение живших рядом с Монголией оседлых народов. В обществе существовала строгая дисциплина, служившая залогом выживания в суровой и неспокойной стране. Члены рода неукоснительно подчинялись его главе, люди племени — своему вождю. Монгол был глубоко предан своим соплеменникам, защита интересов рода или племени была для него делом чести, и за это он был готов, не дрогнув, умереть.

Иногда авторитетный вождь объединял под своей властью несколько племен, часто используя при этом военную силу — главным образом, своих нукеров. Тогда он провозглашал себя ханом (от изначального «каган», восходящего к китайскому «ке киан — великий правитель»). Однако в своей политике вождь должен был во всем считаться с интересами родоплеменной знати и своих нукеров, в противном случае его могли низложить и изгнать. Объединения монгольских племен до поры стойкостью не отличались.

В те времена монголы, как и другие степные кочевники, исповедовали Тенгрианство — религию, в основе которой лежал культ единого бога Тенгри, живущего на небе и правящего миром. При этом у разных кочевых племен и народов наравне с общим культом Тенгри существовали свои, специфические религиозные представления. Монголы верили в духов-покровителей, духов-предков, которым приносили жертвы, сжигая на огне пищу и ценные вещи. Жрецы-шаманы с помощью плясок и битья в бубен впадали в транс, во время которого, как считали монголы, вступали в контакт с духами и передавали от тех нужную людям информацию.

В начале XII в. вождь хамаг-монголов Хабул объединил под своей властью несколько племен, которые кочевали в долинах рек Онон и Керулен. Свое племенное объединение он назвал Хамаг Монгол Улус — Великий Монгольский Улус, а себя провозгласил его ханом. После смерти Хабула Улус распался, хотя потомки хана, в том числе его сын — храбрый воин Есугей-багатур, продолжали пользоваться народным уважением.

Есугей-багатур (источник: Википедия)
Есугей-багатур (источник: Википедия)

Комментировать можно здесь: http://history-thema.com/obrazovanie-mongolskoy-imperii-i-chingishan/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!

Авторское право защищено©history-thema.com 2018 Условия копирования на сайте