Какой была Китайско-конфуцианская цивилизация

22.06.2018

Китайско-конфуцианская цивилизация в своем классическом виде охватывала Китай и некоторые соседние страны, например, Корею.

На становление китайского менталитета сильно повлияли природные условия региона, в котором сложилась ханьская народность: плодородная почва давала обильные урожаи, но возделывать ее приходилось, каждый год борясь то с засухой, то, наоборот, с наводнениями.

Рис — основная возделываемая культура, довольно капризное растение, для выращивания которого необходимо создавать очень влажные поля наподобие искусственных болот. Все это требовало задействования очень большого числа рабочих рук, и в Китае как нигде в мире был важен коллективный труд. А коллективный труд формировал и коллективистское сознание: китаец не мыслил себя без общества, всегда был готов поступиться личными интересами ради общественных. Собственно, счастьем для китайца было счастье его общины, горем — горе его общины. Такой уклад жизни требовал строгой дисциплины, неуклонного подчинения выработанным за века порядкам.

Младшие — как по возрасту, так и по общественному положению, беспрекословно подчинялись старшим, дети — родителям, население государства — своему правителю. Самые близкие сановники повиновались императору так же, как простой народ; за неповиновение, преступления император мог бить своих министров бамбуком или казнить без суда. Важные государственные сановники управляли в провинциях, в отдельных землях, и все нижестоящее население тех тоже беспрекословно им повиновалось, а сами они беспрекословно повиновались более важным начальникам.

Вся земля в государстве принадлежала правителю, и он по своему усмотрению наделял ею население или забирал ее.

При этом человек, получивший в руки власть, должен был сам показывать пример добродетели и скромности, ответственно выполнять свой долг. Ставя выше всего единство и сплоченность своего общества, китайцы и другие народы, воспринявшие ценности их цивилизации, могли долго терпеть деспотизм и своеволие императоров, их наместников, феодалов, чтобы не допустить внутренних смут. Но когда уже вся правительственная система действовала наперекор конфуцианским ценностям, не заботилась об общественном благе, погрязала в разврате, народ поднимал мощные восстания против власти. Эти восстания сметали в Китае целые императорские династии. После чего народ провозглашал из наиболее популярных в нем людей нового императора, и издревле сложившаяся государственная система, лишь обновив кадры, пополнившись справедливыми и преданными долгу людьми, продолжала существовать, как  прежде.

Основные духовные ценности китайской цивилизации были сформулированы мудрецом Конфуцием в VI — V вв. до н.э., поэтому она и называется еще китайско-конфуцианской.

Конфуций
Конфуций

Китайская цивилизация была созидательной и прогрессивной. Именно в Китае были изобретены очень многие вещи, которыми мы пользуемся и по сей день. Это и бумага, и фарфор, и порох, и шелк, и многое другое.

Китайцы, изначально населявшие лишь земли по реке Хуанхэ, в ходе завоевательных войн расширили свою державу на очень обширные территории, доведя ее северные границы до Сибири. На Китай стремились равняться многочисленные соседние государства, активно перенимая у китайцев их блестящие технические и культурные достижения, систему государственного управления, само конфуцианское учение.

Но движущими силами прогресса китайской цивилизации были чувство национальной гордости и сознание национального единства. А человеческая природа такова, что большинство людей все-таки более усердно стремится работать на себя лично. Поэтому темпы развития китайско-конфуцианской цивилизации все же были намного медленнее темпов развития европейской цивилизации Нового Времени, где прогресс был основан на личной заинтересованности людей: капиталистов, стремившихся выгоднее сбыть свой товар, рабочих, стремившихся заработать на фабрике больше денег, солдат, стремившихся подняться по службе в ходе колониальных захватов.

Верность порядкам, тысячелетиями обеспечивавшим их обществу благополучие и процветание, сформировала глубокий консерватизм китайцев. Вплоть до XX в. китайцы ничего не хотели менять в своем традиционном жизненном укладе и считали себя благороднее всех других народов. Тем тяжелее морально они восприняли тяжелые военные поражения от европейцев и американцев в ходе Опиумных войн в середине XIX в.

Комментировать можно здесь: http://history-thema.com/kratko-o-mirovyih-tsivilizatsiyah-chast-ii/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!

Авторское право защищено©history-thema.com 2018 Условия копирования на сайте.