Кто такие гавайцы

Несколько миллионов лет назад извержения подводных вулканов в северной тропической части Тихого океана привели к поднятию над водной поверхностью свыше двух десятков состоящих из окаменевшей лавы островов. Из них восемь оказались весьма обширными по территории.

Гавайские острова
Гавайские острова

Несколько вулканов по-прежнему дымят над океаном на больших островах, поэтому древние полинезийские мореплаватели, в начале I тысячелетия н.э. открывшие эту землю с совсем нетронутой человеком природой, назвали ее «Земля бушующего огня». Самый большой из действующих вулканов на самом большом из островов полинезийцы назвали Мауна-Лоа – «длинная гора».

Мауна-Лоа
Мауна-Лоа

В III– IV вв. на обширную по меркам Океании землю стали переселяться в поисках лучшей доли полинезийцы с Маркизских островов, преодолев почти 4 тыс. километров по океанским просторам в особых больших лодках. Здесь жили они свыше тысячи лет, расселившись по всем пригодным для проживания островам. А в XIV в. на далекие острова приплыли полинезийцы с островов Общества, к которым относится знаменитый остров Таити. Новые переселенцы покорили потомков выходцев с Маркизских островов и стали среди тех правящей знатью.

Вскоре знаменитое мореходное искусство полинезийцев пришло в упадок, жители больших вулканических островов, назвавших свою землю Гавайи (вероятно, от названия древней прародины полинезийцев «Гаваики»), прекратили всякий контакт с другими землями и жили так на протяжении четырех веков. Потомки выходцев с Маркизских островов и островов Общества стали считать себя одним народом канака маоли, который европейцы называют гавайцами. Гавайский язык стал развиваться отдельно и приобрел существенные отличия от других полинезийских языков.

Отправляясь на новое местожительство за тысячи километров от родных земель, предки гавайцев привезли с собой съедобные растения, которые выращивали (таро, ямс, бататы, банан, кокосовую пальму), и животных, которых разводили (свиней, собак, кур). Возделывание съедобных корнеплодов, а также ловля в море рыбы, собирательство морских водорослей и моллюсков стали основным занятием гавайцев.

Культура гавайцев далеко опередила в своем развитии культуру других полинезийских народов. Гавайцы возводили ирригационные сооружения для орошения своих плантаций, строили пруды, в которых разводили рыбу, а из морской воды добывали соль. Воду на поля таро и батата они проводили на далекие расстояния с помощью специальных террас и шлюзов. Закон предписывал орошать каждое поле два раза в неделю, а во время засухи – в целях экономии воды, раз в неделю. Землю гавайцы рыхлили палками, заточенными при помощи каменных топоров. У гавайцев не было письменности, и события своей истории, очень долгое время развивавшейся отдельно от истории остального мира, они фиксировали в народных песнях.

Развитые материальная культура и хозяйство не могли не повлечь усложненное развитие и социального строя. У гавайцев сложилось строгое кастовое расслоение населения, чего не было у других полинезийских народов. Территория островов была поделена между несколькими независимыми правителями, которых гавайцы называли алии нуи («большой вождь»). Фактически это были короли: их власть передавалась по наследству от отца к сыну, а если сыновей не было, то к дочери. Король был собственником всех земель своего народа, и эти земли по своему усмотрению распределял между своими наместниками и приближенными – алии, и свободными земледельцами – лакааинаа. Лакааинаа составляли большинство населения, и их земельные наделы были не слишком велики, достаточные, чтобы обеспечить нужды семьи, но не приносившие большого богатства. Низшей кастой были рабы – каува, происходившие, по всей вероятности, от военнопленных. Браки между людьми разных каст, переход человека из одной касты в другую строго запрещались, что консервировало сложившийся социальный строй.

Гавайи
Гавайи

Охана – родовая община, была основной структурной единицей гавайского общества. Члены одной такой общины совместно строили дома и ловили рыбу, организовывали свадьбы и торжества, платили подати продуктами и изделиями королю и его наместникам. Внутри оханы особые привилегии имели представители ее старшей ветви: только из них избирался родовой глава. Глава оханы руководил общими работами, сбором податей, распределял выловленную рыбу между семьями, которые принимали участие в лове, был председателем на родовых собраниях.

Гавайцы селились хуторками в горных долинах, где была возделываемая земля, а рыболовы – на прибрежных взгорках. Селиться на возвышенностях прибрежных гавайцев вынуждали нередкие на их островах сильные ураганы, нагоняющие воду на берег, и разрушительные цунами.

Одежда гавайцев была очень проста: на островах не было ни животных, из шерсти которых изготовлялась бы пряжа, ни растений, которые давали бы материал для ткачества, а теплый климат позволял обходиться без лишних одеяний. Мужчины носили мало – набедренные повязки до колен, а женщины – пау – полотнища от груди до колен.

В прохладную погоду надевали плащи и накидки из разноцветных шкурок птиц. Короли надевали мамо – длинный плащ, а наместники – короткие плащи. Одежда знатных людей раскрашивалась красным и желтым. Основным материалом для одежды служила тапа – луб особого вида шелковичного дерева, которую можно раскрашивать, но нельзя стирать. Отличительными атрибутами знати также были сделанные из птичьих шкурок шлемы и разного рода украшения (ручные и ножные браслеты, выполненные из раковин, зубов и костей животных, ожерелья, яркие перья). Простолюдины тоже любили себя украшать, но для этого использовали просто цветы, которыми обвешивали тело. Как и у других полинезийцев, у гавайцев практиковалась татуировка.

Общественная жизнь гавайцев регулировалась законом – Капу (то же, что «табу» у других полинезийских народов). Закон Капу закреплял социальное расслоение гавайцев, права и обязанности каждой касты, некоторые бытовые нормы. Так, женщинам было запрещено употреблять в пищу свинину, бананы, кокосы и еще ряд продуктов. В определенные дни в году женщины не могли соприкасаться с мужчинами. Простым людям нельзя было близко подходить к представителям знати, прикасаться к их имуществу и ходить по их следам. Тень простолюдинов не должна была падать на территорию вокруг королевского дома. Также король мог наложить капу (табу) на любую землю, предмет, морской залив, которые тогда становились неприкосновенными для простых людей. Последнее право он часто использовал для присвоения чьего-либо имущества. На практике закон Капу нередко нарушался, но если это обнаруживалось, нарушителя безжалостно убивали.

Кроме того, у гавайцев активно практиковались человеческие жертвоприношения. На похоронах умершего короля совершалось ритуальное убийство нескольких человек.

Король считался священной особой. Никто не смел ослушаться короля, даже если тот приказывал причинить вред самому себе. Так, Камеамеа I, демонстрируя собственную ловкость, приказывал своим воинам метать в него копья и ловил их на лету. И, как сообщали очевидцы, воины столь ответственно исполняли это приказание, что не будь король, действительно, искусным ловцом брошенных копий, его непременно бы сразили насмерть.

Наследника королевского престола под страхом смерти никто не смел видеть днем, и принцу почти все светлое время суток приходилось скрываться в темном помещении, чтобы ненароком не подвергнуть опасности жизни своих будущих подданных. У короля обычно было несколько жен, которые, как описывал русский капитан О. Коцебу, в основном занимались тем, что «кушали, курили табак, вычесывали себе волосы и отгоняли мух опахалами». Королевская семья старательно заботилась о чистоте своей крови: нередко в жены наследнику подбирали его родную сестру, чтобы предотвратить смешение с менее благородными родами. У простолюдинов это принято не было.

Особой социальной группой были жрецы – кауна. Они руководили обрядами поклонения богам – акуа, и духам – амакуа, заведовали храмами, а также занимались целительством. Гавайцы почитали духов предков, священных животных, например, акулу. Знатных людей после смерти хоронили, как и другие полинезийцы, в мараях – кладбищах из погребальных помостов. В жертву покойному, кости которого лежали на помосте, регулярно приносили в жертву продукты питания, убивали свиней, туши которых оставляли рядом разлагаться.

Комментировать можно здесь: http://history-thema.com/gavaytsyi-zolotaya-kultura-polinezii/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!

Авторское право защищено©history-thema.com 2018 Условия копирования на сайте.