В чем уникальность китайской цивилизации

Вскоре после смерти Цинь Шихуанди в стране началась внутренняя усобица. Победу одержал начальник области Лю Бан, ставший основателем династии Ранеей (Западной) Хань, правившей в 206 г. до н.э. — 25 г. н.э. Лю Бан отменил жестокие законы империи Цинь, прежде всего, устанавливавшие коллективную ответственность за преступления одного лица. Договор Лю Бана с цинскими старейшинами гласил: «За убийство — смерть убийце, за ранение или разбой — соответствующее наказание».

После окончания внутренних войн часть армии была распущена, отставным воинам было разрешено заниматься сельским хозяйствам и ремеслом. Часть невольников в государстве была освобождена. Первые правители династии Хань основные усилия прилагали к восстановлению понесшего сильный урон в результате междуусобиц сельского хозяйства. Чжао Го, «уполномоченный по изысканию зерна», впервые в китайской истории применил трехпольный севооборот. Он же стал изобретателем парной сохи, в которую впрягали двух быков, управляемых двумя пахарями. Прокладывались новые ирригационные каналы, возводились дамбы на реках. Подданные Хань, кроме чиновников, получили возможность заниматься добычей полезных ископаемых; император Вэнь-ди разрешил свободную добычу соли и железа. Государство учреждало железоделательные мастерские.

Возросший уровень экономического благосостояния государства Хань, увеличение доходов казны побудили императора Лю Чэ (140 — 87 гг. до н.э.) заняться расширением пределов державы. Он принял императорское имя У-ди — «Царь-Воин». Однако оказалось, что государство все-таки не готово к войнам. Возможно, армия за долгие годы мира просто разучилась эффективно воевать. Мобилизация ресурсов страны на военные нужды привела к исощению казны, а отвлечение большого числа трудоспособных мужчин на войну привело к упадку сельского хозяйства. Разорение привело к тому, что народ стал обращать оружие против государственной власти. После смерти У-ди в самой столице империи — городе Чанъань, начались мятежи. В 9 г. н.э. правителем себя провозгласил государственный сановник Ван Ман.

Он попытался осуществить ряд преобразований, направленных на укрепление своей единоличной власти, однако это вызвало масштабные восстания по всей стране: восстание Краснобровых (его участники, чтобы отличаться от воинов Ван Мана, красили брови в красный цвет), восстание Жителей зеленых лесов. В 23 г. Ван Ман был убит. 5 августа 25 г. победившие Краснобровые возвели на престол представителя династии Хань Лю Сю. С его правления начинается эпоха Восточной или Поздней династии Хань, правившей до 220 г. Столица империи была перенесена из Чанъаня на восток — в город Лоян.

восстание Жителей зеленых лесов
восстание Жителей зеленых лесов

Правление Восточной Хань ознаменовалась новыми техническими достижениями, невероятными для того времени: изобретением работающей на природном газе гидравлической воздуходувки для выплавки чугуна и выпаривания соли, изготовлением бумаги из древесной коры, оческов конопли, тряпок, старых рыболовных снастей.

изготовление бумаги
изготовление бумаги

Восточная Хань была воинственной династией. Ее правители стремились обложить данью соседние народы, в частности, воевали из-за этого с Северным Вьетнамом. Постоянные войны велись с кочевыми племенами хуннов в Центральной Азии. В конце II — начале III вв. внутренние смуты вновь стали терзать могущественную державу. В 184 г. страну потрясло восстание Желтых повязок, поднятое сельскими жителями. Вели между собой сражения партии чиновников и крупных землевладельцев, выясняя, кто должен быть правящей прослойкой в государстве. Последний правитель восточной ханьской династии Сянь-ди был взят в заложники своими военачальниками Дун Чжо и Цао Цао. После этого прежде единое государство распалось на три самостоятельных царства: Вэй, имевшее столицей Лоян, У со столицей в Цзянькане и Шу, столицей которого был город Чэнду. С 220 по 280 г. длился период Троецарствия. Царства постоянно воевали между собой, их сотрясали внутренние смуты.

В 263 г. войска Вэй уничтожили царство Шу, и через два года ее правители взяли себе имя династии Западная Цзинь. В 280 г. Западная Цзинь покорила царство У. Однако новое объединение Китая не принесло внутреннего спокойствия. Уже через десять лет восемь князей подняли восстание, а затем с севера и запада на Центральную равнину стали вторгаться кочевники. В 316 г. Западной Цзини пришлось перенести свою столицу на юг, но в 318 г. ее правитель Минь-ди был свергнут. У власти укрепилась династия Восточная Цзинь, сделавшая своей столицей Цзянькан (современный Нанкин). Правление ее закончилось в 420 г., когда власть захватил военачальник Лю Юй, основаший династию Сун. На севере Китая закрепились правители из народа сяньби некитайского происхождения. Между Северным и Южным Китаем постоянно шло противостояние, с которым китайская цивилизация перешагнула рубеж Средневековья.

В последующие сотни и тысячи лет Китай ждали новые периоды как единства и благополучия, так и кровавых войн и смут. Уникальность китайской цивилизации в том, что она, единожды возникнув из культуры первобытных земледельцев в плодородной долине реки Хуанхэ, сохранялась в первозданном виде вплоть до XIX в., а окончательно осознавший свое этническое единство в период правления династии Хань и перенявший от нее свое самоназвание китайский народ не только живет и в наши дни, но и является самым многочисленным народом планеты. Постоянство китайской цивилизации держалось на традиционно консервативном менталитете китайцев, убежденности в необходимости неукоснительно выполнять общественный долг и строго подчиняться старшим и опытным.

Даже поднимая мятежи и восстания, китайцы не стремились что-то менять в традиционном укладе жизни, а просто свергнуть плохо исполняющего свой долг, несправедливого правителя, заменив его на достойного. Постоянство социальной и культурной системы, свойственное китайской цивилизации, послужило тому, что в ней хорошо сохранялись различные культурные и технические достижения. Многими из них мы пользуемся и по сей день. В Китае — древнем и средневековом, изобрели бумагу, порох, самовар, фарфор, стали получать шелк, и совершили еще огромное множество используемых и в наше время открытий.

И в наше время в Китае сильны выработавшиеся еще в древнейшие времена, порожденные необходимостью коллективного труда и защиты от алчных врагов традиции. Общественное дело для китайца стоит на первом месте, младшие строго повинуются старшим, граждане — своему государству. В обществе царят субординация и взаимоподдержка. Привычка неукоснительно соблюдать закон является настолько важной частью менталитета китайца, что в Китае даже за мало значительные, с нашей точки зрения, преступления предусмотрены суровые наказания, а в Сингапуре, где китайцы тоже составляют большинство населения, самый низкий уровень преступности в мире.

Сингапур
Сингапур

Прочитать полную версию и оставить комментарий можно здесь: http://history-thema.com/drevnyaya-tsivilizatsiya-na-tyisyacheletiya-kitay/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!

Авторское право защищено©history-thema.com 2018 Условия копирования на сайте.