290 subscribers

Отказ от товара до его получения

2,2k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 65% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Представим себе следующую ситуацию:

Ирине в одном Интернет-магазине очень понравилась кофточка: и цена устроила и фасон. Ирина решает заказать кофточку, но с функцией наложенного платежа - оплата по факту получения товара по почте. Спустя какой-то время Ирина понимает, что поспешила. Не такая уж и кофта красивая, да и цена уже не кажется такой привлекательной, и решает Ирина кофту с почты не забирать.

Имеет ли она такое право?

Ответ один - да, имеет.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» в статье 26.1 чётко гласит, что потребитель (покупатель) вправе отказаться от товара в любое время до его передачи.

В этом принципиальная разница между совершением покупок в живую и дистанционно.

Ни один Интернет-магазин не может заставить покупателя забрать товар с почты, если он того не хочет. Это принуждение совершить покупку, что незаконно. Совершение покупок - это волеизъявление покупателя, акт его свободного желания, который не может быть совершен по принуждению.

Если Интернет-магазин начинает угрожать заявлениями в полицию, прокуратуру, суд, говорить о воровстве, мошенничестве, требовать уплаты штрафа и так далее, пусть так. Следует спокойным и ровным голосом напомнить продавцу об указанной выше статье и направить прямиком в суд, раз он считает свои права нарушенными. Боятся в такой ситуации нечего - закон на вашей стороне.

Вопрос расходов за отправку товара

Действительно, Интернет-магазин не может требовать уплаты каких-либо штрафов за отказ от принятия товара. Как было указано выше - это право потребителя, а не обязанность.

Вместе с тем, та же статья Закона «О защите прав потребителей» накладывает на покупателя обязанность компенсировать продавцу расходы, понесенные на отправку не полученного товара.

Что важно отметить:

- магазин должен подтвердить понесенные расходы документально: предъявить квитанцию с почты или чек;

- это расходы, а не штрафные санкции;

- если магазин ничего не предъявляет - ничего ему оплачивать не надо.

Напротив, магазину можно самостоятельно пригрозить заявлением в полицию с просьбой привлечь к ответственности за вымогательство.

Отказ от товара до его получения

Если за товар была внесена предоплата или полная оплата, однако в последствии покупатель передумал получать товар, то магазин обязан возвратить деньги в полном объеме, за вычетом расходов на отправку. И в таком случае фактические расходы магазин должен подтвердить.

От каких товаров отказаться нельзя

Нельзя отказаться только от одного вида товаров - который имеет индивидуально-определенные свойства.

То есть товар может быть использован исключительно лицом, который его заказал.

К таким товарам относится заказанная мебель по определенным размерам и характеристикам или индивидуально пошитая одежда по индивидуальным параметрам (замерам).

От таких товаров действительно нельзя отказаться, а в случае отказа - придется возмещать магазину полную стоимость товара.

Обратите внимание, обувь определенного размера или та же кофта какого-то цвета не считается товаром, обладающим индивидуально-определенными свойствами. Такой товар мог быть заказан любым лицом.

А вот если покупатель предоставил в магазин свои личные замеры (данные о длине рук и ног, объеме талии, росте и т.д.), и магазин пошил одежду исключительно по предоставленным данным - значит этот товар обладает индивидуально-определенными свойствами.

Спасибо за внимание!