Константин Васильев. Мужское начало.

1 May 2020
Автопортрет. 1976г.
Автопортрет. 1976г.

Как я познакомилась с творчеством Константина Алексеевича Васильева? Совершенно случайно. Когда переезжали в деревню, упаковали все вещи по коробкам; когда стали всё распаковывать — нашла альбом с репродукциями. Вечером села посмотреть и просто была очарована картинами. Они были для меня необычны, довольно иллюстративны, но при этом от них веяло мощью и силой. Так я заинтересовалась творчеством Васильева. Продолжаю делиться с вами тем, что я узнала из той книги. Увы, друзья, я не видела картин в живую, не могу этим похвастаться перед вами. Но уверена, как только выпадет возможность, я поеду в Казань посмотреть его работы в воочию.

А вы знали, что по проведённому опросу в 2000 г. по всей России Васильев вышел на первое место среди 3000 лучших художников России?

Первая выставка картин Васильева прошла в 1978 году в Знаменском соборе в Москве, уже после его кончины. Как вспоминает Анатолий Доронин, друзья художника хотели показать людям картины такого хорошего человека, как Константин, не хотелось им, чтобы забыли его. К удивлению организаторов выставки, народ откликнулся очень бурно, люди выстраивались в огромные очереди, чтобы только взглянуть на полотна Васильева. Именно после этой выставки началась новая жизнь картин этого замечательного художника.

Я решила немного нестандартно написать эту статью: поотвечать на множество вопросов, которые мне написали в комментариях и на почту.

Откуда такой талант у Васильева?

– С раннего детства Константин отличался тем, что любил рисовать. Его мама Клавдия Парменовна считала, что мальчик пошёл в её родню: сама она была урождённой Шишкиной (дальняя родственница того самого художника). Но никто не исключал колоссальную работоспособность мальчика. Когда Константин, будучи ещё подростком, учился в Москве, он, как утверждают биографы, писал великолепные копии с известных мастеров, реалистическая манера письма давалась мальчику легко.

Правда ли, что кроме реалистического направления, Васильев увлекался импрессионизмом?

Атомный взрыв. 1963г.
Атомный взрыв. 1963г.
Серая композиция, по Достоевскому. 1961г.
Атомный взрыв. 1963г.
Квартет. 1962г.
Атомный взрыв. 1963г.
Белая форма. 1963г.
Атомный взрыв. 1963г.
Апостол. 1964г.
Атомный взрыв. 1963г.
Белая грива. 1963г.
Атомный взрыв. 1963г.
Грусть королевы. 1963г.
Атомный взрыв. 1963г.
Прощание с мечтой. 1964г.
Атомный взрыв. 1963г.

– Это так, но не совсем. Дело в том, что, художник после окончания художественного училища решил отказаться от реализма в живописи. Ему хотелось как-то по-новому себя выразить, найти своё направление и сказать своё слово в искусстве. Он перепробовал все формы авангарда, писал картины в технике импрессионизма, увлекался — и писал в технике сюрреализма. До 29 лет он искал свой язык в изобразительном искусстве, уходя из одного направления в другое.

Как он пришёл к своей теме, что на него повлияло-то? Вот картина «Северный орёл», а почему этот мужчина как-то неестественно стоит?

Северный орёл. 1969г.
Северный орёл. 1969г.

– Я уже рассказывала историю создания картины, здесь не буду пересказывать её заново. На самом деле в образе героя всё не так просто. Он намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Этот персонаж открывает нам целый мир, придуманный художником. Константин Алексеевич не вернулся к реалистической живописи. Вы правильно замечаете, что так голову повернуть невозможно, почти на 180 градусов. Шуба не может так лежать на плечах. Васильев сознательно деформирует пространство, он показывает нам, что в реальной жизни так не бывает. Это его сказочный мир, который он придумал, и если вам он нравится, то вы соглашаетесь с его правилами, а если не любо, то проходите мимо. Константин Алексеевич пытался постичь глубины нашей истории, он хотел узнать всё о наших далёких пращурах, почувствовать их, чтобы достовернее писать их образы. Но как их изображать, с кого? С современников? Это было бы неправильно. Нужно было уйти от реальности куда-то в прошлое, в глубину. Вот такую ставил перед собой задачу художник. Он показывал, что в жизни так не бывает, что в картине существует другое пространство, другое измерение. Художник создал своё направление: он соединил мифотворчество с символизмом. В каждой его картине множество символов, которые работают на образ и состояние атмосферы вокруг него. Как считал Васильев, возрождение Руси начнётся с севера, чем северней народ, тем мужественней он. Именно «Северный орёл» передаёт силу духа народа. Слушая сказания, читая былины и предания, художник решил взять себе псевдоним: «Константин-Великорос». Такую подпись можно увидеть в верхнем правом углу картины. Именно эта картина стала первой в цикле мифологического жанра, и писал он в этой технике до своей кончины, ровно семь лет. Но есть в этом полотне ещё один смысл, как утверждал Васильев: в нашей социальной среде всё перепутано, мужское и женское начало, всё в верх тормашками в отношениях. Нужно развести их по разным полюсам и понять: что такое мужественность и что такое женственность. Северный орёл – символ мужественности и мужского начала.

А вот объясните, что за богатырь в шлеме с орлом «Свентовит»? Это кто? Почему у богатыря есть элементы фашисткой символики?

 Свентовит. 1971г.
Свентовит. 1971г.
Саксон Грамматик. Репродукция взята из Википедии.
Свентовит. 1971г.

– Отвечу на этот вопрос, он часто повторяется в комментариях. Но начну издалека.

Художник поставил перед собой задачу воссоздать пантеон славянских богов. В 1969 году, параллельно с вышеописанной картиной, Константин Алексеевич начинает разрабатывать образ Свентовита – верховного правителя славянского пантеона.

Согласно преданиям, в Балтийском море, на острове Руяне, существовал город, в котором находилось святилище. По свидетельству Саксона Грамматика, в богатом аркопском храме стоял идол Свентовита.

Саксон Грамматик (лат. Saxo Grammaticus; ок. 1140 — около 1216 года) — датский летописец, в шестнадцатитомной хронике «Деяния данов» изложивший древнейшие саги.
О личности Саксона Грамматика неизвестно почти ничего, и все упоминания о нём за пределами его собственного труда сомнительны. Непосредственно в «Деяниях данов» говорится лишь, что отец и дед хрониста служили в войске короля Вальдемара I, а сам хронист состоял на службе, но уже не военной, у Вальдемара II. Изощренный стиль латыни Саксона заставляет предполагать, что он получил образование за пределами Дании — вероятно, во Франции.
Существует также версия о том, что Саксон был некоторое время секретарем и доверенным лицом епископа Абсалона (Авессалома) — известного церковного деятеля Дании второй половины 12 века. Прозвище «Грамматик» впервые дано Саксону в хронике 14 века в знак признания его стилистического мастерства.
Из Википедии.

Идол был выше человеческого роста, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращёнными в четыре разные стороны. В одной руке он держал меч, в другой – рог изобилия. Фигура его была настолько искусно сделана, что её пугались птицы, пролетающие в небе. Лишь один орёл всегда жил и кормился в храме. История крушения аркопского храма и уничтожения верховного славянского божества упоминается в различных источниках. В 1168 году по приказу датского конунга Вальдемара Кнудсона дубовое изваяние Свентовита вынесли из храма и публично сожгли. Позднее сам остров Руян, оказавшийся в руках немецких рыцарей, будет переименован в Рюген. Немцы присвоят себе не только территории, но и многие атрибуты славянской языческой символики. Так в их геральдику прочно войдёт одноглавый аркопский орёл.

Из-за ассоциаций с нацизмом использование свастики зачастую считается синонимом подражания нацистам. Хотя свастика была популярна в культуре ещё далеко, как вы понимаете, до её использования в нацистской Германии.

Но вернёмся к Свентовиту. Он считался богом войны. Он воспринимался язычниками творцом и правителем Вселенной. Он именовался Дедом. Свентовит оберегал людей, заботился о плодородии их земель. Он был огромен, вездесущ, но проявляет себя лишь в отдельных элементах: огне, солнце, воздухе. Световит – это вся природа, среда обитания славян.

Васильев написал могучего воина во весь рост. Он стоит на незримом пьедестале, теряющемся за нижней рамой большой картины. В его руке – огненный меч. На латах на груди выпуклая голова тельца, символизирующая плодородие. На шлеме, раскинув могучие крылья, восседает орёл. Красивое лицо воина утопает в курчавой русой бороде.

— Расскажите поподробнее о старце с филином?

Человек с филином. 1976г.
Человек с филином. 1976г.
Константин Васильев. Мужское начало.
Человек с филином. 1976г.
Константин Васильев. Мужское начало.
Человек с филином. 1976г.
Константин Васильев. Мужское начало.
Человек с филином. 1976г.
Константин Васильев. Мужское начало.
Человек с филином. 1976г.

К сожалению, сам автор не успел рассказать о своей картине. Эта картина была последней в творчестве Васильева, буквально через 10 дней его не стало. Название картины «Человек с филином» закрепилось после посмертной выставки Васильева. Давайте рассмотрим картину повнимательнее. На ней изображён старец, в одной руке он держит свечу, на другой руке у него сидит филин. Под ногами старца сгорает свиток, на котором изображена карта России и написаны инициалы автора: «Константин-Великорос». Что это значит? Как объясняет это биограф Анатолий Доронин, художник закладывал такой смысл: «Всякая творческая мысль, рождённая из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей, ради своего народа. Только тогда он становится живительной силой. Творчество — одно из величайших проявлений человеческого духа.»

Если мы посмотрим выше, то увидим пепел, летящий от огня и превращающийся в дуб. Дуб в славянской мифологии символ жизни, символ вечности. В правой руке старец держит свечу – светоч, то главное ради чего приходит человек в эту жизнь. Пламя свечи освещает лик старца, сосредоточенно смотрящего куда-то за пределы картины. Глаза старца пугают и привораживают одновременно, в них что-то неземное и холодное. В левой руке плеть, символ аскезы, самоограничения без чего высокой цели не достичь. На перчатке сидит филин – символ мудрости, птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Картина нам рассказывает о жизни, о её бесценности, развитии и неумолимого движения.

Константина Алексеевича давно нет в живых, а его полотна живут и своей многослойностью заставляют нас задуматься над смыслом этой жизни. На такой немного печальной ноте я хочу завершить эту статью. Я даже не представляла, сколько символов заложено в каждой из этих картин. К моему стыду, всего сразу я не поняла, но когда стала читать подробно воспоминания его родных, друзей и биографов, то прониклась огромным уважением и любовью к этому мастеру.

Продолжение следует…