Вторая половина XIX века. Самые выдающиеся ученики Императорской Академии требуют независимости. В художественной жизни происходит переворот. Это знаменитый Бунт четырнадцати, масштаб которого мы себе плохо представляем в наши дни.
Продолжаем восстанавливать самые важные явления русской живописи и сегодня поговорим о становлении реализма.
Судьба художника, который стал родоначальником нового направления, очень трагична. Это Павел Андреевич Федотов, чье творчество делает его чрезвычайно важной фигурой в истории русской живописи. Причем кульминация его творчества укладывается в 5 лет. Примерно так же как у Ван Гога. Это необычайно интенсивная работа, которая вся в сущности разворачивается во второй половине 1840-х годов.
Хочу напомнить, что в эти годы уже появились главные сочинения Гоголя, которые Федотов не мог не читать. Их читала вся Россия. Уже напечатаны "Бедные люди" Достоевского. Белинский обосновывает новое направление в русской литературе и, не зная как его назвать, называет натуральной школой. Слово "реализм" ещё не используют. Но скоро, уже через несколько лет, во Франции его придумают. Вот на этом фоне разворачивается творчество Федотова.
40-50 годы XIX века - это время созревания, подготовки и генерального наступления реалистической школы на Западе. В это время во Франции случилась революция 48-го года, а затем прокатилась по Европе. Она дала особый толчок реализму. Вместе с тем программные произведения Федотова появились в 1848-м году. И были выставлены в 1849-м. Повсюду пробивались ростки нового художественного движения. Хотя не всегда можно говорить о взаимном влиянии. Просто таков был голос времени. Есть некие культурные часы, которые работают неумолимо и синхронизируют искусство в самых разных уголках мира.
Тем не менее Федотов сам по себе. Он вырастает совершенно из русской почвы, но время совпадает. Если говорить о прямых влияниях, которые испытал Федотов, то они окажутся весьма далеки от 40-х годов XIX века. И искать их придётся в первой половине XVIII века. Что само по себе очень интересно. Но сейчас этим я хочу сказать, что Федотов - это Федотов. Он в своём времени, и одновременно - это совершенно самобытная личность. Творчество Павла Андреевича поднимается от юмора к сатире, а от сатиры к подлинной трагедии обыденной русской жизни.
В картине "Анкор, ещё анкор!", которая не была дописана, нет никаких высоких героев, нет возвышенных драм, нет усиленных страстей, а всё тонет, как говорит в "Мертвых душах" его современник Гоголь, в "тине мелочей, опутавших нашу жизнь". Иногда Федотова называли "Гоголем в красках", и в этом есть много справедливого. До каких вершин он смог бы ещё подняться говорит эта последняя картина художника. Она завершила его короткий жизненный путь и, безусловно, пленила молодых живописцев.
Вслед за Федотовым пойдут русские художники-жанристы 50-60-х годов. Это некий рубеж. Это переломные годы, когда кончается эпоха. В 1852 году умер Гоголь, в 1852 году умер Федотов, в 1852 году умер Брюллов, в 1858-м умер Иванов. Уходит определенное миропонимание в разных его гранях, воплощенное в разных мастерах. Готовится другая эпоха.
На похоронах Иванова, идя за гробом, размышлял о том, "что делать" молодой студент Академии художеств, которого звали Иван Крамской. Спустя четыре года он должен будет писать картину на большую золотую медаль. На это могли претендовать только лучшие ученики. Крамской - один из четырнадцати молодых людей, кому будет предложено представить свою выпускную работу на соискание золотой медали. Совет Академии предложит конкурс на сюжет из скандинавской мифологии "Пир в Валгалле". Это самая интересная тема, которая только могла быть в 1863 году в Петербурге, через 2 года после освобождения крестьян, когда всё трещит и обновляется в русской жизни! Все четырнадцать выпускников отказались и попросили выбрать тему по своему желанию.
Осень 1863 года. В одном из залов знаменитого здания на набережной Невы сидит руководство Академии художеств и профессура. Молодые люди в парадных сюртуках являются перед советом и ещё раз формулируют свои требования. Они получают, естественно, полный отказ. Тогда каждый достает из кармана сюртука заранее заготовленное прошение об увольнении из Академии.
Крамской был душою этого бунта. И то, что они сделали, было вызовом самому могущественному учреждению художественной жизни России. Как молодые художники будут противостоять? Как они выживут?
Крамской знал.
А мы с вами узнаем в следующей статье о русской живописи. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. Пока пока.