Голем: Начало

(The Golem, 2018, Израиль)

Всем привет, друзья!

В представлении большинства человечества, известный персонаж еврейской мифологии – Голем, это такой себе глиняный гигант, неповоротливый чурбан, обладающий минимальными зачатками разума и невероятной физической мощью. В какой-то мере «родственник» Чудовища Виктора Франкенштейна, но созданный не наукой, а магией. Именно таким он виделся и создателям кинофильмов, в котором фигурировал данный персонаж, начиная с картины Der Golem 1915 года выпуска и во всех последующих вариациях историй о глиняном человеке.

Хозяйкой Ханна была так себе. Вечно у неё выпечка подгорала...
Хозяйкой Ханна была так себе. Вечно у неё выпечка подгорала...

Но, в 2018 году, израильские режиссёры Дорон Пас (Doron Paz) и Йоав Пас (Yoav Paz) снимают фильм «Голем: Начало» (The Golem), которым ломают сложившийся стереотип о еврейском монстре… Рассказанная ими история переносит нас в далёкий семнадцатый век, на территорию Литвы, где свирепствует чума. Местные жители гибнут пачками, и лишь обособленное поселение иудеев страшная болезнь обходит стороной. Вполне естественно, что «варвары» обвиняют в своих бедах еврейских соседей, дескать это они прокляли их и наслали на них болезнь. Когда же болезнь касается дочери местного князька, отношения обостряются до предела. В итоге, старейшинам еврейского поселения ставится ультиматум – или они снимают своё проклятие и излечивают дочь князька, или они будут уничтожены все до единого. Иудейская целительница берётся выходить девочку, но надежда на исцеление слаба…

Картинка, так и просится в концепт-арт к S.T.A.L.K.E.R. 2
Картинка, так и просится в концепт-арт к S.T.A.L.K.E.R. 2

Понимая, что стычки не миновать, а мужчины селения готовы лишь молиться и принимать «испытание Божье», главная героиня фильма по имени Ханна (Хани Фюрстенберг) решается на создание Голема, чтобы защитить себя и близких от врагов. Будучи весьма «продвинутой» для тех времён женщиной (особенно в закрытой еврейской общине), она в тайне изучает секреты Каббалы и находит в себе силы и мужество для создания глиняного монстра. Однако, вместо гиганта-громилы, её магия призывает к жизни… (и именно здесь происходит ломка стереотипов) худенького мальчика-подростка! Кроме всего прочего, магическое существо не только принимает облик давно умершего сына героини, но и получает «кровную» связь с человеком, его создавшим – ощущая его физическую боль и эмоции.

Мамочка в ужасе от того, что мальчик не знает историю замарашки из "Мойдодыра".
Мамочка в ужасе от того, что мальчик не знает историю замарашки из "Мойдодыра".

Честно говоря, трудно назвать «Голем: Начало» стопроцентным фильмом ужасов, хотя кровавых сцен с вырыванием сердец, расчленением тел и взрывающихся человеческих голов там хватает. По моему мнению, это скорее очень страшная сказка, с большой долей еврейской мистики и очень яркой драматической канвой. Очень хорошо прописан сценарий, за что отдельное спасибо Эриелю Коэну (Ariel Cohen) – даже не верится, что это его дебютная работа. Все персонажи детально прописаны, за каждым из них чувствуется живой человек, которому сопереживаешь, сочувствуешь или ненавидишь. Актёрская команда также не подкачала. К моему стыду, я малознаком с израильским кинематографом, поэтому отдельно выделю лишь Хани Фюрстенберг, которую помню по роли в сериале «Американские боги». Но и остальной актёрский состав отыграл очень и очень достойно!

***

Израильское кино у нас малоизвестное, тем более такой специфический жанр, как фильм ужасов. Я попытался навскидку припомнить ужастики израильского производства, но так и не смог. Возможно, какие-то совместные проекты с европейскими или штатовскими студиями… Но, нет, не смог вспомнить. Поэтому, для меня было очень приятным знакомство с творчеством хоррормейкеров государства Израиль – подспудно ожидая очередную «местечковую» перепевку уже навязших на зубах клише и штампов американских ужасов, я получил весьма добротный и оригинальный продукт. Возможно, зритель привыкший к «классическим» скримерам и быстрому сюжетному ходу популярных штатовских ужастиков, фильм «Голем: Начало» покажется излишне затянутым. Но, поверьте, мне ни разу не захотелось нажать на кнопку перемотки во время просмотра, так как отличная операторская работа (декорации, натурные съёмки) были на высоте и радовали глаз. Да и само неспешное повествование истории позволяло лучше понять мотивы и действия персонажей, развитие или, если хотите, перерождение их характеров.

Как всякий приличный еврейский мальчик, Голем должен уметь играть на скрипочке.
Как всякий приличный еврейский мальчик, Голем должен уметь играть на скрипочке.

Подводя итог вышеизложенному, настоятельно рекомендую к просмотру эту картину. Кроме того, «Голем: Начало» подтолкнул меня более внимательно присмотреться к жанровому кинематографу Израиля. А также более глубоко изучить творчество Дорона и Йоава Пас, в копилке которых имеется кинолента «Иерусалим», снятая также в жанре фильма ужасов.

На этом у меня всё. Всем спасибо за внимание! Искренне ваш Garik Vaperman.