Любовь и «Голубино»

История о том, как молодые энтузиасты «раскачали» гостиницу в Архангельской области

ИВАН И ЕЛЕНА ШЕСТАКОВЫ КОГДА-ТО МЕЧТАЛИ О ТОМ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОТЕЛЕМ. И ОДНАЖДЫ МЕЧТА ПОСТАВИЛА ИХ ПЕРЕД ФАКТОМ: «ВОТ Я! РЕАЛИЗУЙТЕ. ДРУГОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БУДЕТ». ШЕСТАКОВЫ ПРИНЯЛИ ВЫЗОВ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ И УЖЕ ПЯТЫЙ ГОД ВМЕСТЕ СО СВОИМИ РОДСТВЕННИКАМИ, СЕМЬЁЙ КЛЕПИКОВСКИХ, РАЗВИВАЮТ ПРОЕКТ «ЛЕСНОЙ ОТЕЛЬ «ГОЛУБИНО» В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧИТАЙТЕ О ТОМ, ЧЕГО ИМ ЭТО СТОИЛО И С ЧЕМ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ, СОЗДАВАЯ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКЕ.

Место силы

Изначально Шестаковы не имели никакого отношения к индустрии гостеприимства. Елена работала научным сотрудником в НИИ океанологии, Иван занимался пассажирскими перевозками. Жили в Архангельске и приезжали иногда на свою малую родину – в Пинежский район. А там, в посёлке Голубино, был туркомплекс, расположенный в живописнейшем месте (единственный на всю округу, если не считать маленького гостевого дома). Глядя на него, супруги часто обсуждали, как бы всё там устроили, если были бы хозяевами.

Полностью изменить свою жизнь – они сделали это и не пожалели! Елена Шестакова (на фото слева) была научным сотрудником в НИИ Океанологии, её супруг Иван занимался перевозками. Анна Клепиковская – в прошлом юрист. Теперь они посвятили себя семейному гостиничному бизнесу. Олег Клепиковский выступает в роли инвестора.
Полностью изменить свою жизнь – они сделали это и не пожалели! Елена Шестакова (на фото слева) была научным сотрудником в НИИ Океанологии, её супруг Иван занимался перевозками. Анна Клепиковская – в прошлом юрист. Теперь они посвятили себя семейному гостиничному бизнесу. Олег Клепиковский выступает в роли инвестора.

И вот в 2014 году выясняется, что гостиница находится в процессе банкротства, всё имущество заложено-перезаложено, вскоре пойдёт с молотка.

«Так жалко было терять это место, отдавать в чужие руки! Потому и появилась идея купить гостиницу», – вспоминают Шестаковы. Своих средств на такой проект не было, в качестве инвестора привлекли брата Елены – Олега Клепиковского, который живёт и работает в Москве. А его супруга Анна вызвалась дистанционно заниматься маркетингом.

…Прежде чем продолжить эту историю, зададим такой вопрос: «Почему туркомплекс в Голубино прогорел при бывшем владельце?» «Думаю, основная причина в том, что он жил в Москве, – считает Елена Шестакова. – Занимаясь гостиничным бизнесом, нужно быть на месте, участвовать постоянно, чувствовать настроения среди персонала, общаться с клиентами, видеть все достижения и проблемы, искать, что где улучшить. И, конечно же, обновлять материальную базу, следить за трендами в гостиничной сфере и внедрять их у себя. Предыдущий владелец сделал очень много. Но, уехав жить в Москву, подписался под банкротством своего туркомплекса».

Сколько стоит мечта

Кстати, о вложениях. Туркомплекс в Голубино (50 койко-мест) достался новым владельцам примерно за 10 млн руб. – столько стоили 0,75 га земли, четыре здания общей площадью 150 кв. м, одно сгоревшее строение и два технических помещения. Бизнес-плана у Шестаковых – Клепиковских не было, и они не предполагали, что вскоре затраты возрастут многократно.

Как оказалось, они приобрели не совсем то, на что рассчитывали. «Мы думали, это действующий бизнес, и всё здесь работает. Но системы отопления, водоснабжения, канализации оказались устаревшими и неэффективными, часто ломались, – вспоминает Елена. – Пришлось строить новую котельную, закупать оборудование. Это были большие непредвиденные расходы».

Естественно, поменяли интерьер в имевшихся корпусах. Построили ещё одно здание на 11 номеров, оборудовали конференц-зал, ресторан, благоустроили территорию. Одновременно постигали азы гостиничного бизнеса. И тут вскрылась ещё одна неожиданность, связанная с персоналом.

Только для своих

Новые владельцы хотели сохранить в отеле прежний коллектив, собирались учиться у своих сотрудников («Они же люди опытные»). А на практике оказалось, что те и сами не имеют представления о современных стандартах сервиса. Все они были местными жителями, многие из Пинежского района никогда не выезжали и других отелей не видели. Думали, например, что можно размазать пюре по тарелке, бросить сверху котлету – и вот он, комплексный обед. Честно не понимали, чем недовольно начальство и что от них требуется. Некоторые и не хотели этого знать, им пришлось уйти.

Но большинство сотрудников ценили свои рабочие места и готовы были развиваться. Их Шестаковы – Клепиковские стали обучать: вывозили в Архангельск, в Сочи, показывали, как всё устроено в крупных туристических центрах. И это, конечно, тоже обошлось довольно дорого, но собственники не жалеют – они изначально планировали работать именно с земляками. У них такой принцип: «Развивая бизнес, развиваем регион». Поэтому нанимать приезжих сотрудников повахтенно они не хотели, хотя это был бы самый простой и бюджетный вариант.

Такой подход себя оправдал, позволил создать уютную атмосферу в отеле и улучшить качество сервиса. А кроме того, прочная связь с земляками оказалась страховкой на разные случаи жизни.

Самый крупный форс-мажор

Надо сказать, что владельцам «Голубино» пришлось решать самые разнообразные проблемы. Один из примеров.

Рождество, полная загрузка… И вдруг вечером происходит авария на линии электропередачи, а вслед за этим ломается ещё и резервный дизель-генератор. За окном мороз минус 30. Ясно, что ликвидировать аварию оперативно не получится и найти альтернативные варианты размещения в гостиницах нереально, потому что в округе их просто нет – не везти же людей ночью в Архангельск за 200 км.

Как быть? Посоветовались с сотрудниками и отправили в гости к ним и к их родственникам всех клиентов – 50 человек. К утру ЧП удалось ликвидировать, а туристы вернулись в полном восторге, их приняли как близких людей! Кто-то рассказывал, как парился в бане, кого-то угощали самогоном – словом, люди из Москвы, Петербурга и других городов погрузились в жизнь архангельского села.

То был самый крупный форс-мажор в практике Шестаковых – Клепиковских, больше они такого не допускали. «Но вообще разные непредвиденные ситуации – наша повседневная жизнь, и мы уже к этому привыкли, – рассказывает Елена. – Для себя сделали вывод: решение можно найти всегда. Главное – говорить со своими сотрудниками и клиентами на одном языке».

При чем тут олени

Для любого отеля главный вопрос – как обеспечить стабильную загрузку? А когда вы работаете в глубинке, это требует особых усилий и креативности, такую задачу нельзя решить удалённо и по совместительству. Поэтому Анна Клепиковская тоже полностью посвятила себя семейному бизнесу, оставив перспективную и хорошо оплачиваемую должность начальника юридического отдела в крупной компании.

Сделали с нуля современный сайт, новый брендбук, занялись продвижением в соцсетях, а чтобы развлекать у себя гостей, стали устраивать совершенно небывалые мероприятия. Например, одним из самых ярких событий года в Архангельской области стал День оленя в Голубино.

В начале весны в Пинежском районе обычно собираются со своими стадами оленеводы – коми и ненцы, которые до сих пор ведут кочевой образ жизни. И вот владельцы отеля в Голубино решили подарить оленеводам праздник, а на него пригласить гостей-туристов. В программе: гонки на оленьих упряжках (специально строили трассу), фольклорные концерты, флешмобы, знакомство с бытом кочевников. Для оленеводов, которые участвуют в этих событиях, голубинцы готовят призы – бензогенераторы, бензопилы, лодки, снегоходы. Ценнейшие вещи, которые кочевникам обычно не под силу приобрести на свои средства.

Отклик публики легко измерить количеством проданных билетов. В 2017 году устроители рассчитывали привлечь 600 зрителей, но за четыре дня получили 1200 заявок, стали экстренно расширять масштабы праздника. В 2018-м оленье шоу в Голубино посетили 2500 человек.

Кроме этого самого масштабного эвента в отеле постоянно проводятся квесты, экскурсии по авторским маршрутам, рыбалка, охота – размах растёт. Загрузка отеля – тоже.

В прошлом году владельцы отеля «Голубино» вместе с партнёрами из района выиграли грант на продвижение Пинежского района, 800 тыс. руб. На уровне местной власти их заметили и теперь стараются помогать в решении административных вопросов.

А что же финансовые результаты проекта? За четыре с лишним года вложено 40 млн руб., объект вышел на операционную прибыль, но инвестиции пока не окупились – на это потребуется ещё лет пять.

Владельцы говорят, что не жалеют о принятом когда-то решении полностью изменить свою жизнь. И в это охотно веришь, они совершенно точно получают удовольствие от работы.

Интересно, удалось ли им вывести универсальную формулу успеха в российском гостиничном бизнесе? «Главное – любить своё дело», – отвечают Шестаковы – Клепиковские. Звучит вроде бы банально, однако, поразмыслив, понимаешь: да, такой проект можно начинать только по любви, без вариантов. На голом расчёте долго не продержишься.

Автор: Наталья Меньщикова

Больше историй о туризме и турбизнесе