Умножение на пальцах по методичке для учителей 1953 года и ответы на задачи

26 September

Ответы на задачи в конце статьи. Сами задачи здесь.

Я поступила в первый класс в 1976 году. Мы учили таблицу умножения наизусть. До такой степени наизусть, что практически все советские школьники помнят её по сей день. Всяким хитростям типа умножения на пальцах нас не учили.

Поэтому меня удивило, что в брошюре для учителей начальной школы за 1953 год предлагается обучать детей этому. Не в обязательном порядке, а для общего развития. Метод подходит для сомножителей 6, 7, 8, 9, 10. Я знаю более легкий способ умножения на 9 ( опишу после официального).

Допустим необходимо умножить 7 на 9. Загибаем на каждой руке столько пальцев, на сколько каждый из множителей больше 5. В нашем случае на первой руке загибаем 2 пальца, а на второй 4. Каждый загнутый палец олицетворяет "десяток". Получаем 6 десятков, т.е. 60.

Число не загнутых пальцев перемножаем. На первой руке 3 пальца, на второй 1. Перемножаем 3 на 1, получаем 3. Теперь складываем. 60 плюс 3, получаем 63. Ответ верный. Можете проверить.

Более легкий способ умножения на 9. Просто загибаем палец, который по счету равен числу на которое умножаем 9. Например, если надо умножить на 2, то второй. Ответ определяем по числу пальцев до загнутого (это десятки) и после (это единицы). Очень легко и просто.

Кто ещё знает методы легкого счета, пожалуйста, делитесь в комментариях :))

Умножение на пальцах по методичке для учителей 1953 года и ответы на задачи

Ответы на задачи

Задача "Три вопроса"

1. На картинке изображена осень. Журавли летят на юг. Это определяется по муравейнику, который всегда расположен с южной стороны от дерева.

2. Елочке 11-12 лет. Первые три-четыре года саженцы елок не дают мутовок ветвей, а затем дают по одной в год. На картинке их восемь.

3. Лето 1959 года было неблагоприятным. Отсчитываем четыре мутовки вниз и видим, что ветки очень слабенькие.

Задача "Кто бросил дальше?"

Если трещины от пробоин встречаются то та, которая "уперлась" в другую, помешавшую ей распространяться, возникла однозначно позже. На рисунке самая дальняя пробоина была сделана первой, а самая ближняя - последней. Следовательно, дальше всех бросил камень Коля, а ближе всех - Витя.