Найти в Дзене
Христофор+

Почему ворон не принес Ною вести о спасении и даже не вернулся обратно в ковчег (Быт. 8:6-7)

В середине своей жизни десятый (и последний) допотопный патриарх Ной (сын Ламеха) получил от Бога повеление построить ковчег (огромный трехпалубный корабль). Этот ковчег предназначался для спасения семьи Ноя (жены патриарха, его трех сыновей, их жен и самого Ноя), а также животных (как чистых, так и нечистых) от Всемирного потопа, который, по замыслу Бога, должен был уничтожить развращенное человечество.

Эдвард Хикс. Ноев ковчег. Изображение взято в открытых источниках.
Эдвард Хикс. Ноев ковчег. Изображение взято в открытых источниках.

Ной, как человек, который всегда "ходил пред Богом" (Быт.6:9) послушно принялся за строительство и окончил ковчег в шестисотый год своей жизни (Быт.7:6). Как только "проповедник правды" (2Пет.2:5) укрыл в ковчеге членов своей семьи, животных и птиц, пошел сильный дождь. Вода поднялась настолько, что "покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом" (Быт.7:19). А в потопе погибло все живое на земле...

"Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге" (Быт.7:23).

Вода усиливалась 150 дней. После этого "источники бездны" и "окна небесные" закрылись, а ковчег пристал к вершине горы Арарат (Быт.8:4). Вот тут-то (по прошествии сорока дней с того момента, как обнажились верхушки гор Араратских) патриарх Ной и решил выпустить ворона.

"По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды" (Быт.8:6-7).

Для опыта с вороном у капитана ковчега была очень веская причина. Она заключалась в устроении самого ковчега. Он не был похож на круизный лайнер (хотя по размерам не уступал ему), ибо имел в качестве иллюминатора только одно узкое отверстие (которое, по А. П. Лопухину, находилось вверху). Обзор из отверстия был очень ограничен. Патриарх не мог также выйти из ковчега через дверь, ибо был риск либо утонуть (если вода еще не сошла), либо упасть в пропасть (если вода уже сошла).

Потому Ной и решил выпустить в отверстие (Быт.6:6-7) ворона - самую умную птицу из всех, сотворенных Богом. Ворон, по мысли Ноя и переводчиков Септуагинты (текст, помещенный в синодальном переводе Библии в квадратные скобки, передает дополнения, сделанные переводчиками Септуагинты), должен был сыграть роль разведчика: высмотреть ушла ли вода с земли или нет. А затем, естественно, вернуться и информировать "центр" (то есть Ноя) о том, что происходит на белом свете (как это, например, сделал голубь, который был выпущен позже, но зато вернулся к Ною с артефактом-доказательством схода воды). Только ворон, по сути дела, провалил миссию... Он не только ничего не принес Ною, но даже не соизволил вернуться в ковчег. Не захотел...

Ной и ворон. Клайв Аптон. Неправильная картинка из открытых источников (на самом деле Ной выпускает ворона из узкого отверстия - иллюминатора (Быь.6:6-7).
Ной и ворон. Клайв Аптон. Неправильная картинка из открытых источников (на самом деле Ной выпускает ворона из узкого отверстия - иллюминатора (Быь.6:6-7).

Но... Почему? Что произошло с птицей? Давайте разбираться... Чтобы понять в чем суть, нам потребуются разные методы экзегезы (толкования) Священного Писания: 1) буквальный (исторический), 2) аллегорический (иносказательный, символический), 3) нравственный (этический), 4) духовный (мистический или анагогический).

Весьма вразумительное объяснение необычного поведения ворона в рамках исторического (или буквального) метода предлагает свт. Иоанн Златоуст. У свт. Иоанна, все дело заключается... В еде... По мысли архипастыря, ворон не возвращается к Ною, поскольку находит прекрасную еду не вдали от ковчега, но рядом с ним. И эта еда - (простите за натурализм) плавающие в воде трупы. Свт. Иоанн пишет:

"Быть может, нечистая эта птица осталась (вне ковчега) потому, что, за сбытием воды, усмотрела трупы людей и животных, и в них нашла сродную себе пищу, – а это самое служило для праведника немаловажным основанием к надежде на благоприятную перемену. Если бы не так было, если бы ворон не нашел себе никакой пищи, то он возвратился бы в ковчег" (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.).

Почти точно так же думает епископ Виссарион (Нечаев). По мысли епископа Виссариона, ворон не возвратился к Ною, потому что, во-первых, больше не нуждался в пище. Он "находил ее с избытком в плавающих трупах, которых еще не успели истребить рыбы" (Виссарион (Нечаев), епископ. Толкование на паремии из Книги Бытия). А, во-вторых, потому что не имел нужды в пристанище. Ибо ворон "садился на вершинах гор или прилетал на кровлю ковчега" (Виссарион (Нечаев), епископ. Толкование на паремии из Книги Бытия). Почему и сказано в Писании, что ворон, вылетев, то "отлетал", то "прилетал" (Быт.8:6-7).

Получается так, что, покинув ковчег, ворон сразу же зажил своей собственной, самостоятельной, вороньей жизнью. Сладко ел, сладко спал. Когда хотел, гулял по кровле ковчега, как по смотровой площадке (в то время, как Ной и его семья сходили с ума от неизвестности). Из твари, подчиненной человеку (как это было во время пребывания в ковчеге), ворон превратился в автономное, непослушное господину существо...

В рамках аллегорического (или символического) метода ворон означает порочность человеческой натуры, ее "ветхого человека". Эта порочность и греховность, по мысли западного богослова и экзегета Беды Достопочтенного, подчеркивается цветом птицы. Беда говорит:

"Ворон означает тех, которые хотя и омылись водами крещения, однако не пожелали снять с себя чернейшие одежды ветхого человека и исправить свою жизнь, но, едва удостоившись обновления через помазание Святого Духа, тотчас отпали от внутреннего единства вселенского мира и покоя, обратившись к внешнему, то есть к желаниям века сего" (Беда Достопочтенный. Гомилии на Евангелия).

Ту же линию проводит свт. Киприан Карфагенский. В его понимании библейский ворон - это символ грешника, прельщенного пристрастием к миру. Ибо как ворон не возвращается в ковчег, так и грешник не возвращается в Церковь. Как ворон клюет одну мертвечину, так и грешник ублажает одни только собственные страсти. По мысли свт. Киприана Карфагенского, страсти подобного грешника - "это кумиры, которым он всего себя приносит в жертву" (цит. по книге свт. Филарета Московского "Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями"). В сухом остатке человек теряет вечное спасение, ибо разменивает его на гибельное удовлетворение своих нечистых (трупных, как у ворона) желаний.

Ной выпускает первого голубя. Собор св. Марка. Венеция. Изображение взято в открытых источниках.
Ной выпускает первого голубя. Собор св. Марка. Венеция. Изображение взято в открытых источниках.

В рамках нравственного (этического) метода ворон интерпретируется блаженным Августином Иппонским. В одной из своих проповедей архипастырь сравнивает с библейским вороном человека-грешника, который откладывает покаяние на "потом". По мысли блаженного Августина человек превращается в ворона из Книги Бытия на основе звукоподражания (в латинском языке слово "завтра" (то есть"cras") похоже по произношению на воронье карканье). Святой отец говорит:

"Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи, ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега - и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег" (Агустин, блаженный. Проповеди(на день Пасхи)).

По мысли блаженного Августина, человек превращается в ворона, когда, подобно ворону, говорит: "Cras! Cras!" (завтра, завтра). Это завтра (то есть"cras"), отлучает его от Церкви и ввергает в геенну огненную. Ибо в слове "завтра" проходит целая жизнь, согласно латинской пословице: "Cras, cras, semper cras, sic evadit aetas" ("завтра, завтра всегда завтра, так проходит жизнь"). Отсюда вывод: нужно делать что-то уже сегодня...

Таким образом, черный ворон в истории Ноя приобретает сразу несколько смыслов. В историческом контексте ворон обозначает самую обыкновенную ошибку патриарха Ноя при выборе птицы-разведчика. Ибо ворон питается мертвечиной, а ее можно найти и возле ковчега. Ворон не полетит за тридевять земель искать землю и пищу на ней. В аллегорическом ключе ворон - это темная сторона человеческой души (мистер Хайд Р. Стивенсона) или же грешник, прельщенный мирскими удовольствиями. В рамках нравственного метода ворон - воплощение отложенного (по сути дела навсегда) покаяния, образ нераскаянности.

Остается еще духовный, мистический смысл истории с вороном... Как вы думаете, дорогие читатели, что ворон означает в духовном ключе? Является ли эта птица антиподом второго голубя? Или же ворон имеет самостоятельное значение? Оставляйте комментарии, ставьте лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Продолжение здесь: Опровержение мифа? Что именно принес в клюве патриарху Ною голубь

Читайте также другие статьи:

Воровство или работа в субботу? В чем обвинили апостолов, когда те срывали чужие колосья (Матф.12:1-8)

Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним был не прав

О бодрствовании... (Мар.13:37). Неужели, чтобы спастись. нужно лакать воду с руки?

Кто такой Мелхиседек для чего он встречал Авраама хлебом и... Вином (Быт.14:17-20)

10 мессианских пророчеств Исайи

Старец Паисий о духовной войне с бесами (искушения в монастыре Стомион)

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Птицы
1138 интересуются