«Автопроизводители потеряют миллиарды на электрокарах и робомобилях»

22.06.2018

К такому выводу пришли аналитики консалтинговой фирмы AlixPartners. Эксперты предупреждают — инвестиции в разработку электрокаров и робомобилей будут окупаться долго и мучительно, и, возможно, так никогда и не принесут прибыли. В будущем многие компании окажутся на месте Tesla, которая каждую минуту теряет примерно по $6500.

К 2023 году вложения в электрокары обойдутся автомобильным компаниям в $255 млрд, прогнозирует консалтинговая фирма AlixPartners. В эту сумму входят капитальные расходы и затраты на исследования и разработки. 

На разработке беспилотных автомобилей мировой автопром потеряет $61 млрд. Аналитики провели опрос среди потребителей и обнаружили, что люди готовы доплачивать за беспилотные функции максимум $2300. При этом производителю на оснащение автопилотом одного автомобиля потребуется потратить в 10 раз больше — $22 900. 

Суммарно новые технологии обойдутся автомобилестроительным компаниям в $316 млрд. Для сравнения, в 2017 году автопроизводители потратили на электрификацию и автоматизацию машин $226 млн — на 47% больше, чем в 2012 году.

Аналитики объясняют такие траты и убытки особенностями рынка. Так, при производстве электрокаров компаниям первое время придется столкнуться с системными издержками. Потребуются миллиарды на закупку и установку нового оборудования и отладку рабочих процессов. Tesla изначально делала ставку на автоматизацию фабрик и пыталась максимально быстро построить свой «дредноут пришельцев» для сборки электрокаров. Но в итоге роботы не справлялись, программы сбоили, а компания несла и несет убытки. К примеру, в феврале некорректно запрограммированный робот по ошибке проткнул около 1000 батарей, повредив не только пластиковую оболочку, но и элементы аккумулятора. 

Низкие объемы производства и сильная конкуренция на рынке также не пойдут на пользу автопроизводителям. Из-за соперничества компаниям придется вводить льготные программы для клиентов — и опять терять деньги.

«Сотни игроков рынка будут тратить сотни миллиардов долларов на электрификацию и автоматизацию, чтобы только не отставать на меняющемся рынке», — цитирует TechCrunch вице-председателя AlixPartners Джона Хоффекера.

При этом у автопроизводителей не остается выбора. Отказ от вложений в новые технологии сделает их изгоями рынка, в то же время инвестиции не принесут существенной прибыли в ближайшей перспективе. 

«Десятки миллиардов долларов будут выброшены на ветер. Не все добьются успеха», — рисует мрачный прогноз Хоффекер.

Мировой автомобильный рынок до 2025 года будет расти на 2,4%. Но продажи легковых машин в отдельных странах будут падать. Так, уже в этом году в США продадут 16,8 млн автомобилей — на 400 тысяч меньше, чем в 2017. К 2020 году эта цифра снизится до 15,1 млн. Люди все больше начнут пересаживаться на такси, включая беспилотные, и это неизбежно отразится на продажах.

Но есть и хорошие новости. По прогнозам AlixPartners, к 2030 году электрокары составят 20% автомобильного рынка в США, 30% — в Европе и 35% — в Китае. Опрос компании показал, что 22,5% американцев планируют купить электромобиль. Робомобили к 2030 году также станут пользоваться большей популярностью — к этому времени будет продано уже 3 млн беспилотных автомобилей.

Некоторые эксперты полагают, что робомобили приведут к упадку небольших городов. С появлением сервисов роботакси люди все реже будут пользоваться общественным транспортом, и он попросту исчезнет. При этом беднейшие жители не смогут позволит себе вызвать беспилотный Uber или Lyft, и администрации придется искать дополнительные бюджетные средства для поддержки этой группы населения.

В то же время недавнее исследование организации Securing America’s Future Energy показало, что ежегодно робомобили будут приносить экономике США до $800 млрд.

Читайте также: