Н.Платошкин: Был ли Ленин немецким шпионом?

30 October 2019

Накануне очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции самое время разобраться: "А был Владимир Ильич Ленин немецким шпионом, как многие из нас уже привыкли считать, или всё ж таки не был?"

Для этого предлагаем обратиться к фактам в изложении доктора исторических наук Николая Платошкина:

"Февральская революция 1917 года, по итогам которой был свергнут царизм, - утверждает историк, - для Ленина [проживавшего в Швейцарии с 1906 года], впрочем как и для большинства эмигрантов, находившихся к тому времени в Западной Европе и Америке, была полной неожиданностью.

Николай Платошкин, доктор исторических наук, бывший дипломат. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки
Николай Платошкин, доктор исторических наук, бывший дипломат. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки

В январе 1917 года Ленин писал в Швейцарии: "Возможно мое поколение не увидит русской революции".

И тут она происходит. Сразу встает вопрос:

Как вернуться в Россию?

"Швейцария, - напоминает Платошкин, - страна нейтральная. Но вокруг нее расположены воющие страны. Следовательно, вернуться в Россию можно двумя путями:

Первый путь, по словам историка, пролегал через Францию и Англию. "Дальше, - уточняет он, - довольно опасное [из-за немецких подводных лодок, топивших суда] путешествие на корабле в нейтральную Норвегию. Из последней в нейтральную Швецию, откуда по железной дороге можно уже было добраться до Финляндии, которая тогда была частью России, хотя и автономной".

Очевидно, чтобы проделать этот путь нужны были визы - в первую очередь английская и французская.

Но для Англии и Франции, как справедливо заметил историк, Ленин в России был персоной крайне нежелательной. Ведь он выступал за мир, за мирные переговоры, а нашим союзникам по Антанте это было крайне невыгодно.

Они были кровно заинтересованы в том, чтобы наша армия сдерживала немцев на восточном фронте. В то время как сами они в это время могли спокойно готовиться к наступлению против Германии и ждать вступления в войну (на их стороне) США.

Но Ленин все же попытался получить визы.

Сначала он послал в английское консульство в Швейцарии одну большевичку, чтобы та выяснила: "Возможен ли выезд через Францию, Англию и Норвегию группы российских революционеров разных партий: большевиков, социал-демократов, эсеров и прочих?" Ответ был однозначный: "Нельзя".

Тогда Ленин всерьез задумался над тем, чтобы тайно (ночью) перебраться из Швейцарии во Францию на аэроплане. Однако эти планы слабо коррелировали с реальностью: потому как аэропланы в то время были, во-первых, ненадежны, а во-вторых, их было не так то просто достать.

После неудачи с аэропланом Ленин обратился к одному большевику в Швеции с просьбой достать ему и Зиновьеву шведские документы. Но и здесь не срослось.

Чуть позже Ленин дал указание подготовить его переход границы через контрабандистов. Этот вариант тоже не прошел: его сочли слишком рискованным. Так как по законам военного времени любой человек, застигнутый при незаконном переходе границы, мог быть расстрелян на месте.

Оставался второй путь - проезд через воюющую против России Германию, дальше в нейтральную Данию, из нее в нейтральную Швецию и в Финляндию.

Важный нюанс: до Ленина таким путем в Россию вернулась масса людей. Например, известный ученый Максим Ковалевский. Т.е. это было вполне обычное для того времени дело.

Итак, путь был выбран. Осталось только все организовать.

Для этого большевики в Германии попросили члена Швейцарского правительства, социал-демократа Гримма связаться с германским послом в Швейцарии Фон Ромбергом и выяснить у последнего: пропустит ли Германия через свою территорию в Россию группу русских политических эмигрантов.

Немцы - разрешили. Их расчет был очевиден: чем больше агитации в пользу мира будет в России, тем лучше.

Что интересно: Ленин настоял на том, чтобы при передвижении его группы через Германию, были соблюдено следующее простое условие:

Проезд через территорию Германии должен был осуществляться в "пломбированном вагоне", т.е. из него нельзя было не входить, не выходить. Таким образом он получал статус экстерриториальности, т.е. не подпадал под законы Германской империи.

"Немцы на это пошли, - уточняет Платошкин, - потому что подумали, что если Ленина выпускать на вокзалы, он еще не дай бог агитацию начнет там вести, а население Германии, также как и русское, было измучено и хотело мира".

Любопытный нюанс: единственным обязательством, которое, по словам историка, взял на себя Ленин, состояло в том, что он и его группа будут просить Временное правительство или Петроградский совет пропустить через Россию такое же количество граждан Германии, если они об этом попросят".

Кто оплатил поездочку из Швейцарии в Россию?

И грустно и смешно: средств на "пломбированный вагон" (немецкая сторона, кстати, была готова предоставить Ильичу два вагона 2-го класса) у Ленина и его группы (из 29 человек, включая его и двух детей) не оказалось. Немцы, что вполне естественно - платить за перевозку русских эмигрантов отказались.

Тогда Ленин попросил вместо двух вагонов 2-го класса, один вагон 3-го (по нашему жесткий вагон).

Что касается денег, то часть суммы (800 франков) прислала группа Сталина из Петрограда. Еще 3 тысячи швейцарских франков, где-то чуть более одной тысячи рублей по тогдашнему курсу Ленин взял взаймы (официально) у швейцарских социал-демократов.

Когда все организационные моменты были урегулированы, немцы перегнали вагон 3-го класса в Швейцарию. Оттуда он с русскими эмигрантами "на борту" проследовал в Германию.

В Германии их всех подвергли таможенному досмотру, после чего вагон опломбировали и он поехал через Берлин на немецкий порт Засниц и далее через железнодорожный паром в Данию.

Пикантный момент: если верить Платошкину, то кормили группу Ленина по пути из Швейцарии в Россию за счет средств Международного красного креста.

Ленин в Петрограде. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки
Ленин в Петрограде. Иллюстрация с ресурса Яндекс.Картинки

Теперь о Парвусе, который, якобы, спонсировал Ильича немецкими деньгами:

"Парвус в 1905 году был участником революции в России, даже вместе с Троцким входил в Петроградский совет, - сообщает историк, но после поражения первой русской революции, он отошел от дел и занялся, как сейчас говорят, бизнесом. - Стал немецким подданным, и когда началась Первая мировая война, Парвус занимался контрабандой, базируясь в основном в Турции.

Большевики старались с ним особо не общаться, считали, что он - делец.

Парвус, как и делец, решил заработать массу денег на войне. В начале 1915 года он приехал из Константинополя (Стамбула) в Берлин и составил там меморандум о подрыве царской России с помощью русских революционеров, попросив на это у немецкого правительства - миллион рублей.

Немцы судили рядили, прикинули, что в общем то миллион рублей для подрыва царской России не такие уж большие деньги. И дали Парвусу этот миллион. Но вот куда он его дел - до сих большой вопрос.

Он сказал немцам, что к началу 1916-го года переправил его полностью в Россию, каким-то подпольным революционным кругам".

Если реально переслал, то кому?

"Ленина в тот момент в России не было [он находился в эмиграции], - говорит Платошкин, - а Сталин, который после февральской революции фактически возглавил русское ЦК вместе с Молотовым и Шляпниковым, все они к тому времени были кто в тюрьме, кто в ссылке.

Любопытно, что Парвус не поленился в мае 1915 года "нарисоваться" в Швейцарии, чтобы встретиться с Лениным.

По свидетельству очевидцев разговор между Парвусом и Владимиром Ильичем был очень короткий. Ленин заявил, что если Парвус готов лизать сапоги командующему германской армии - Гинденбургу, то ему с ним не по пути. Кстати, сам Парвус писал об этом в своих мемуарах.

А Ленин после той встречи выпустил публичную статью под названием "У последней черты". В ней он подверг Парвуса уничижительной критике и после этого большевики прервали с ним все отношения.

Вот такая пища для размышлений.

При написании данной статьи были использованы материалы видео, представленного ниже:

Читайте еще:

1. В.Катасонов о Фонде национального благосостояния: Нам не нужны подушки, нам нужны промышленные предприятия
2. Историк Е.Спицын: Почему у Сталина не было нужды кататься по стране, а у Путина она есть?
3. М.Хазин о новом поколении: "Они не верят вообще никому". Их главная проблема состоит в том, что "они вообще ничего не знают"

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на канал Vesmir-inform, чтобы не пропустить наши новые публикации, если они вам нравятся, то, пожалуйста, не забывайте оставлять нам свои "лайки", ;).