Психологические причины нерешительности

18 August

Главная проблема, которая мешает самореализации, даже если вы всё про себя знаете и поняли своё призвание, — это внутренние тормоза, негативные установки, блокирующие мысли и действия.

Мы уже обсуждали, что личность человека условно разделяется на «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Повторим это вкратце, так как эта теоретическая схема важна для понимания природы внутренних ограничений и способов их снятия.

«Оно» — это бессознательное человека. Там живут наши природные инстинкты. Это часть человеческой личности, которая полностью состоит из животных потребностей, требующих немедленного удовлетворения. Это ваш внутренний зверь. Будь он на воле, вы бы незамедлительно принимались реализовывать свои желания.

Но в жизни мы наблюдаем, что в большинстве случаев человек сдерживает инстинкты. Если он хочет близости, то не набрасывается на желаемый объект; если он хочет справить нужду, то не делает этого на виду у всех; он не нападает на того, кто препятствует удовлетворению его желаний, и не пытается его уничтожить. Человек не делает всего этого, потому что что-то сдерживает его внутреннего зверя.

Останавливает его та часть личности, которая в терминологии Фрейда называется «Сверх-Я». Это система запретов и правил, норм и стереотипов поведения, которая передаётся человеку с воспитанием. В результате усвоения этих предписаний человек становится социальным существом и стремится к удовлетворению своих желаний социально приемлемыми способами.

Между зверем и «Сверх-Я» находится наше сознательное «Я». Оно рождается на стыке противостояния животных инстинктов и усвоенных с воспитанием социальных норм. Это зона вашего контроля, часть личности, которая управляет вашими действиями. Стоит сказать, что эта зона контролирует всего 15-20% вашего поведения. Всё остальное определяется бессознательными стремлениями.

Почему у нас возникают внутренние преграды, мешающие осуществлению задуманного? Наверное, вы помните, что дело в излишнем контроле «Сверх-Я», которое было сформировано вашим воспитанием, окружением, обществом в целом. «Сверх-Я» определяет, что вам можно, а что нельзя. В бессознательном борются две сущности — изначальный зверь, система животных инстинктов, и надсмотрщик — система запретов, социальных норм и стереотипов.

То, насколько вы свободны в проявлении и реализации своих желаний, зависит от соотношения сил между этими структурами психики. Если над вашей личностью довлеет надсмотрщик, вы безынициативны и неспособны реализовывать задуманное. В этом случае вся ваша жизненная энергия уходит на борьбу надсмотрщика и зверя. Это те самые сомнения и нерешительность, которые одолевают вас всякий раз, когда вы хотите что-то предпринять.

Нужно ослабить излишний контроль «Сверх-Я». Конечно, это не означает «избавления от морали»: тогда инстинкты будут вырываться наружу и человек окажется асоциальным, не способным жить в обществе.

Система запретов необходима — в качестве сдерживающего фактора для разрушительных инстинктов. Такие побуждения не учитывают интересы других людей и общества в целом. Животное начало — эгоистичное, служит только вашим интересам. Если бы не появилось «Сверх-Я», общество не смогло бы существовать, а оно даёт человечеству огромные преимущества. Именно они и сделали возможным появление цивилизации. Никакое другое животное сообщество не достигло таких результатов.

Почему же тогда мы говорим о «Сверх-Я» в столь негативном ключе? Дело в том, что не бывает однозначно плохих или хороших явлений. Так же и с системой запретов, которая сделала из нас людей. Вместе с полезными для существования в обществе нормами и правилами мы усваиваем и те, которые для нас вредны.

Общество как система обладает стремлением к самосохранению, поэтому «воспроизводит» людей, которые смогут легко в него встроиться и не нарушат его равновесие. Так получается, что в жертву приносится индивидуальность человека. Все эти нормы — в интересах общества в целом, но наши личные интересы они не учитывают.

Современный человек из среднестатистической семьи, как правило, оказывается несвободным. Его базовые инстинкты подавляются, в результате чего он становится неспособен свободно проявлять инстинкт власти. Такого человека всё время одолевают сомнения и страхи по поводу того, что он выйдет за рамки и привлечёт к себе внимание.

Более того, многие люди неспособны даже помыслить о том, что могут на что-то претендовать в этой жизни. Даже если бы существовала пошаговая инструкция со 100%-ной гарантией успеха, они бы не смогли ей следовать из-за личностных проблем. Вы не сможете познакомиться с человеком, создать деловые отношения, если воспринимаете себя ниже окружающих, если у вас есть социальные страхи, если ваш надсмотрщик всё время напоминает вам о ваших уродствах, с которыми нельзя выходить в люди. Если вы неуверены в себе и не умеете общаться, вы не сможете выполнять рекомендации, которые предполагают такие умения.

Большинство людей с детства приучено всего бояться, оглядываться на чужое мнение, верить в существование «правильных» ответов и решений. Механизмы формирования страхов и пассивной установки достаточно просты. Как всегда, всё идёт из детства.

Маленькие дети в первую очередь усваивают слова, подкреплённые эмоциями родителей. А самые сильные эмоции возникают, когда ребёнок проявляет инициативу. Поэтому он постоянно слышит: не лезь, не шуми, не высовывайся, а то попадёшь в неприятности! При многократном повторении ребёнок усваивает эти программы — и формируется пассивная установка. А потом в школе детей много лет учат бояться делать ошибки. Их приучают получать только хорошие оценки.

Когда ребёнок совсем маленький, установка «не лезь» часто оправданна: ведь он действительно может попасть в неприятности. Да и школа, как ни крути, полезна с точки зрения дисциплины и социализации. Но когда детские установки переносятся во взрослую жизнь, это приводит к дезадаптации.

Взрослый человек с оценочной зависимостью, который боится совершить ошибку, который усвоил, что не стоит подавать голос, который уверен, что другие люди всегда знают лучше, — это пассивный, ни на что не способный человек. Даже как наёмный работник он мало где полезен.

Когда заблокированы и мыслительный процесс, и инициатива, получается человек, неспособный действовать по своей воле. Для того чтобы он двигался, его нужно постоянно стимулировать. Но движение при внешней мотивации — всегда с затуханием, и подталкивать приходится постоянно. Человек, следующий ограничивающим установкам из детства, слабо приспособлен к жизни и полностью зависим от внешней стимуляции. То есть способен на активные действия только тогда, когда над ним довлеет угроза наказания.

Если взять крайнюю степень такого состояния, то говорить о самореализации в профессии трудно. Во-первых, блокировка мыслей: такой человек не может даже помыслить, что способен на что-то большее. Во-вторых, даже если он поймёт, чем хочет заниматься, он утонет в сомнениях и на каждом шагу будет натыкаться на свои внутренние барьеры.

Как же разрешить противоречие между нашим внутренним зверем и системой запретов — надсмотрщиком? Как избавиться от тормозов? Это возможно только путём расширения зоны контроля сознательного «Я»:

● за счёт осознания ваших инстинктивных желаний, то есть их перевода из области бессознательного в сферу сознательного контроля, — понимание ваших ценностей и амбиций;

● за счёт избавления от ненужных, вредных для ваших личных целей запретов, усвоенных в процессе социализации, — пересмотр установок.

Это позволит вам расширить вашу внутреннюю свободу. Когда вы понимаете свои глубинные стремления и делаете шаги к их реализации, энергия используется по назначению, а не расходуется на борьбу с силами контроля. Когда вы осознаете, какие программы воспитания вам мешают, вы становитесь способны самостоятельно определять, что и как вам можно делать для достижения целей, минуя надсмотрщика.

Как мыслит и поступает человек, свободный от негативных установок и внутренних барьеров?

Такой человек считает, что ему всё по силам, готов действовать и не боится рисковать. Активная установка проявляется в том, что в каждой ситуации он думает: «Что я буду делать?» — вместо «Что со мной будет?». Он умеет себя подать, рассказать о своих достижениях без смущения. Равнодушен к оценкам окружающих, не стремится всем понравиться. Понимает, что не бывает единственно правильных ответов и решений, а есть решения, на которых настояли. Он не боится ошибиться, готовится к рискам и подстраховывается.

Естественно, в жизни будет лучше себя чувствовать более свободный человек. Запомните, что судьба — это разворачивание ваших установок во времени. Поэтому так важно понимать себя, выяснять, по каким бессознательным установкам вы живёте, выявлять негативные и заменять на позитивные, способствующие росту. Необходимо расширять внутреннюю свободу и избавляться от неврозов. Чтобы начать действовать, в первую очередь нужно найти и признать проблему.

Для того чтобы обнаружить неврозы и негативные установки, возьмитесь за какое-то серьёзное дело, поставьте себе сложную, непривычную задачу, постарайтесь выйти из зоны комфорта. Вы быстро выявите свои слабые стороны. Скажем, перед разговором с человеком вы почувствуете, что начинаете сильно нервничать, а в процессе заметите неприятные реакции тела: дрожь, потливость, язык заплетается, пресекается голос. Это сигналы, свидетельствующие о зависимости от чужого мнения, а также о том, что вы придаёте сверхценность предстоящему разговору.

Помимо проверок действием, можно проделать специальные упражнения на выявление и смену негативных установок. Также эффективной будет диагностика при помощи графоанализа в комплексе с проективными рисуночными тестами. Эта методика точно определяет ваше текущее психологическое состояние, выявляя глубинные причины блоков.

Часто бывает, что человек не может определиться с делом не потому, что для этого есть объективные внешние причины, а потому, что боится действовать.

Отрывок из книги «Современная профориентация: как искать дело жизни».

Психологические причины нерешительности