1. Что такое татарская литература. Что было до революции?

164 full reads
206 story viewsUnique page visitors
164 read the story to the endThat's 80% of the total page views
2 minutes — average reading time
1. Что такое татарская литература. Что было до революции?

Считается, что татарская литература имеет древнюю историю. Почему бы и нет? Доказать ведь сложно.

Давайте вместе с вами посмотрим , что было в XIX веке.

Ну вот что пишут в интернете:

В XVIII веке творили поэты Мевле Холи и Ибатулла Ишан.

Кто они такие?

Мавля Колый

Меллагол, Байрамгали Колыев, Бимкэ суфи. Поэт-суфий, религиозный деятель

Годы жизни: 1630-е гг., деревня Чита, по другим сведениям, деревня Кулаево Казанского уезда Казанской губернии – начало XVIII в., предположительно, деревня Старый Иштеряк, ныне Лениногорского района РТ.

Образование получил в одном из медресе Заказанья.

В 1670-е гг. жил в окрестностях города Болгар, занимался религиозно-просветительской деятельностью, за что подвергался преследованиям со стороны официальных властей.

В 1699 г. вместе с семьей переселился в деревню Старый Иштеряк, где, по некоторым предположениям, оставался до конца жизни.

Творчество

Мавля Колый – продолжатель традиций тюркских поэтов-суфиев А.Ясави и С.Бакыргани, последователь суфизма, идеями которого пронизано все его творчество.

Автор двух поэм – «Береккәннәр сыйфаты» («О единомышленниках») и «Хәләл нәфкъә эстәгәнләр сыйфаты» («Об ищущих дозволенной пищи»), которые были исследованы в конце ХХ в. Оба произведения дошли до нас в неполном виде: в первой поэме отсутствует несколько страниц, от второй сохранилось лишь начало.

Известно более 100 стихотворений Мавля Колыя (ок. 3800 строк). Они были включены в рукописный сборник «Хикмәтләр» («Мудрые изречения», 1669–1670; по другим сведениям, 1678–1679), сохранившийся в пяти списках.

Сборник обнаружил в 1925 г. фольклорист Ф.К.Туйкин, который сообщил об этом в газете «Кызыл Татарстан» (26 октября 1926 г.).

Литературовед Г.Г.Саади, изучавший списки, в 1927 г. опубликовал часть стихотворений (ок. 400 строф) в журнале «Вестник Научного общества татароведения» (№7).

Некоторые из них переиздавались на татарском и русском языках в 1950–1960-е гг. Наиболее полные издания были осуществлены К.С.Давлетшиным и М.В.Гайнутдиновым.

Стихи Мавля Колыя – это размышления об окружающем мире и человеке в нем, о жизни и смерти. Поэт полагает, что во всем проявляется божественное начало. Мир в его представлении – книга, полная смысла, познание которого и есть задача человека: «Много благодати у Бога. Чтобы ее узнать, человеку дана голова, дан разум».

Большое значение Мавля Колый придает нравственному облику человека, который оценивается им с позиций ислама. Главные добродетели – уважение к родителям, забота о детях, милость к обездоленным и, конечно, труд как основа всякого благосостояния. Самым богоугодным занятием, гарантирующим место в раю, поэт считает земледелие:

Земледелие! Достойнее нет ремесла.

Ты займись им – снищешь сегодня почет...

Земледелие священно, и служит оно

Правоверным и неправоверным – равно.

Размышления о человеческих добродетелях перекликаются с мыслями о суфиях. Суфий в понимании Мавля Колыя – идеальный человек: высоконравственный, мыслящий, обладающий знанием. Тем более недостойными поэт считает лицемерных эгоистов, которые прикрывают свою пустоту маской суфия.

Но, прославляя мир, призывая к праведной жизни, он не забывает о бренности земного бытия, являющегося лишь короткой остановкой на пути в «мир вечный»:

Нас в этом мире ждет одно:

Всем лечь в могилу суждено.

Большая часть стихотворений написана 4-строчными строфами. Как правило, они рифмуются по схеме аааб, вввб; иногда последняя строка каждой строфы повторяется.

Из поэтических приемов и средств Мавля Колый предпочитает антитезу, риторические обращения, символы. Язык его произведений прост и доступен.

То есть перед нами религиозный деятель, а не светский поэт. Для религиозного деятеля нет различий между нациями, не так ли?

К тому же он был практически забыт,что говорит о том, что писал он свои тексты в стол и не был представителем реально действующей литературы.

Ибатулла Ишан

Он же Салихов, Хибатулла Саитбатталович

Хибатулла Саитбатталович Салихов (башк. Һибәтулла Сәйетбаттал улы Сәлихов, Хибатулла Каргалы; 1794—1867) — башкирский поэт. Представитель суфийского направления поэзии[1]. Произведения Хибатуллы Салихова считаются классикой литературы на тюрки Урало‑Поволжья[2].

Хибатулла Салихов родился в 1794 году в деревне Нижние Чебеньки Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне Сакмарский район Оренбургской области)[2] в семье муллы[1]. Окончил деревенское медресе, в котором позднее преподавал. Затем работал преподавателем в Сеитовском посаде (ныне село Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области). Умер в Сеитовском посаде в 1867 году[2].

Творчество

Владел арабским и персидским языками. На его творчество оказала влияние восточная литература, большим знатоком которой он являлся. Сохранилось около 10 его поэтических произведений таких жанров как газель, марсия, мунажат, насихат и других. В своём творчестве Салихов проповедовал сохранение благочестия, чести и достоинства, уважения к другим. Падение нравов, несоблюдение норм шариата, жестокость, лицемерие богачей, равнодушие к проблемам бедняков являются, по мнению поэта, причиной зла и несправедливости[2].

Его первая книга «Төхвәт әл‑әүлад» («Подарок детям») служила пособием по правилам фонетики арабского языка для чтения корана в медресе[1][2]. В учебную программу медресе вошло и его стихотворение «Тәндә йәнем» («Душа — только гость в теле моём»)[2], где поэт выступает поборником аскетизма[1]. Темы падения нравов в современном обществе, порочности и несправедливости мира нашли отражение в книге «Мәжмәғ әл‑әдаб» («Сборник благовоспитанности»; написана в 1839 году, впервые опубликована в 1856 году, неоднократно переиздавалась)[2]. В этой книге сильны тенденции реализма[1]. В 1856 году был опубликован также его поэтический сборник «Дөрре ҡәләм» (1856; «Слова‑жемчужины»)[2]. Салихов посвятил элегию своему учителю Давлетша-Хазрету; в этом произведении автор обличает невежественных мулл-паразитов. В последних произведениях критикует кантонных начальников, царских чиновников, башкирских феодалов и систему социально-общественных отношений в целом[1].

Рукописи Салихова хранятся в Фонде арабографичных рукописей и старопечатных книг им. Г. Б. Хусаинова ИИЯЛ УНЦ РАН, в архивах Казани, Санкт‑Петербурга и других[2].

То есть перед нами еще один религиозный деятель, для которого не было разницы между национальностями.

Таким образом, мы можем сказать, что в начале XIX века татарской литературы в современном понимании не было.