Арифметика театра

В жизни не так много чудес. С этим утверждением, я думаю, никто особо спорить не будет. Точно также, надеюсь, никто не станет спорить с тем, что одно из несомненных чудес нашей жизни - это театр. Вы только представьте - гаснет свет в зале, открывается занавес и взрослые люди окунаются в сказку – сопереживают, плачут, радуются как дети и еще долго потом рассказывают о спектакле, словно об истинном происшествии, которое случилось не далее как на прошлой неделе с добрыми знакомыми, которые живут, к примеру, на улице Айской или в Черниковке.

Но всякое чудо хорошо только тогда, когда оно тщательно подготовлено, когда у него есть огромное земное основание, на котором оно зиждется, как те тридцать с лишним деревенек, что славно устроились на спине рыбы-кита, окаменевшего в океане в сказке о коньке- горбунке.

И вот сегодня нам хотелось бы рассказать о том, как же функционируют наши театры, как у них обстоит дело с тем, что на сегодняшний день дороже всего на свете, то есть с финансами, с нормативной базой и прочими премудростями взрослой жизни. Поверим, так сказать, алгеброй гармонию, да и грех не воспользоваться редкой возможностью заглянуть за кулисы.

Действующие лица

Начнем, пожалуй. Итак, кто же в нашей республике претендует на внимание зрителей?

Новомодных вещей, таких, как частный театр, частная антерприза у нас нет. Есть попытки, которые пока еще не вышли за рамки самодеятельности, и говорить о них как о чем-то заслуживающем внимания пока рано.

Следующим действующим лицам имя легион. Я имею в виду гастролеров, прежде всего из Москвы. Ежемесячно в Уфе показывают два-три спектакля с их участием. Проходят они, как правило, на необорудованных площадках домов культур, на сцене, как правило, три, максимум четыре актера, один из них, как правило, знаменитый актер (актриса). Все это ни что иное как разновидность так называемого чеса, когда творческие люди ездят по провинции в поисках (не) легкого хлеба. По мнению экспертов, всего на гастролеров ходят от 30 до 40 тысяч зрителей в год.

Главные же действущие лица на сцене Республики - 12 государственных театров. Старейший из них - Русский академический театр драмы (основан в 1919 году). Кроме него, в Советские годы были открыты еще шесть театров – это театр оперы и балета, Башкирский академический театр драмы, Сибайский Башкирский театр драмы имени Мубарякова, Салаватский Башкирский театр драмы, театр кукол, Стерлитамакский русский драматический театр.

В период с 1990 года были открыты 5 театров. Из них два в Уфе - это Национальный Молодежный и «Нур», один в Стерлитамаке –Башкирский драматический, один в Сибае - детский театр «Сулпан»,и один в Туймазах – Татарский драматический.

В республике два академических театра - Башкирский и Русский. Оба они находятся в Уфе..

Что для театров закон

Вся деятельность театров, разумеется, регулируется соответствующими нормативными документами.

Так, согласно совместного постановления № 488 от 8 декабря 1993 года Президиума Верховного Совета РБ и Совета министров РБ ведущими театрами у нас в республике признаны Башкирский театр оперы и балета, Башкирский академический театр драмы и Русский академический театр драмы. Согласно этого постановления работники этих театров имеют более высокий разряд.

Основным документом, которым регулируется деятельность театров, является постановление Кабинета министров РБ № 92 от 10 апреля 2000 года «О государственной поддержке театрального искусства в РБ».

Что же предусматривается этим постановлением? Сухие строки документа требуют, чтобы были сохранены лучшие традиции отечественного репертуарного театра, сохранялось единое культурное пространство нашей страны, была обеспечена стабильность финансово-экономического положения театров. Этим же постановлением утверждены Положения о театре и о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в РБ. Ими и руководствуется весь театральный люд.

Есть, однако, два театра, которым посвящены отдельные указы Президента РБ. Это Башкирский академический и государственный театр оперы и балета. В соответствии с этими указами для этих театров увеличен фонд оплаты труда, им ежегодно выделяется определенная сумма (она меняется также ежегодно) на заключение контрактов с артистическим и творческим персоналом. В государственном бюджете финансирование деятельности этих театров идет отдельной строкой. Кому надо – тот знает, насколько этот важно. Согласно этого же Указа в театре оперы и балета открыт медико-реабилитационный кабинет. Также установлено, что здания этих театров являются госсобственностью и не подлежат отчуждению и приватизации.

О крыше над головой зрителя

Здания, в которых располагаются театры, чаще всего именно под театры и были выстроены. За примерами далеко ходить не надо, потому что у нас у всех перед глазами Дом Аксакова, в котором находится театр оперы и балета. Строили его, как известно, всем миром. Общая площадь этого театра составляет 15 842 кв.м. Эта цифра, насколько мне известно, еще не звучала в прессе. Теперь будем знать.

Однако это не самый большой театр ( имеется в виду площадь). Введенное в прошлом году здание Башкирского академического располагает 16 463 квадратными метрами. Чуть меньше этих самых квадратов у Русского академического – 13 600, а самым маленьким театром республики можно смело считать Сибайский «Сулпан» – он занимает всего 657 кв. м.

Все здания, в которых располагаются театры, являются государственной собственностью и закреплены за коллективами на правах оперативного управления. Это означает, что все заботы о содержании здания и подержании их в надлежащем виде ложатся на администрацию театров. Однако это же означает, что никакой арендной платы театры не платят.

Два здания, а именно дом Аксакова и то, в котором расположен Русский драмтеатр, являются памятниками соответственно федерального и местного значения. Это говорит о том, что их ремонт проходит под надзором Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия.

Театры имеют право сдавать часть помещений в аренду, предоставлять свои залы для проведения вечеров, собраний и так далее, в общем, самая обычная практика.

За свет, газ и все такое театры платят столько же, сколько и прочие бюджетные организации. Это так же обусловлено постановлением Кабинета министров №92, о котом упоминалось выше.

Кадры решают. Все

Сколько ставить спектаклей в год? Сколько премьер давать? Кого ставить, а кого нет? Кого приглашать на роль? Все эти вопросы театры решают самостоятельно.

Руководят театрами на основе единоначалия или директора, или художественные руководители. В некоторых случаях вводится разделение сфер. Тогда всей хозяйственной сферой руководит директор, а всей творческой – соответственно художественный руководитель. Понять, в каком театре какой принцип главенствует, можно только близко соприкоснувшись с повседневной деятельностью театра. А пока можно предложить почти универсальный принцип - о ком больше говорят в связи с тем или иным театром, тот и хозяин в доме.

Единственное исключение – это Башкирский академический. Этот театр уже два года работает без главного режиссера. Просто режиссера здесь тоже нет. Нет в театре главного художника и просто художника. Так что перед нами яркий пример так называемого директорского театра, который вообще-то уже стал обычным явлением в России. Почти прошли времена, когда художественным руководителем был человек масштаба Олега Ефремова. Теперь спектакли чаще ставят приглашенные режиссеры. Это позволяет лучше реагировать на спрос зрителей.

Старейший режиссер в Республике – художественный руководитель Республиканского академического Русского театра драмы Михаил Рабинович. Самый молодой главный режиссер – Гульнара Валитова, которая недавно возглавила театр кукол. Всего же в Башкирии 12 режиссеров.

На сегодняшний день нет главных режиссеров в Башдраме, о чем уже было сказано, а также в Туймазах и в Сибайском театре «Сулпан». Это положение сложилось недавно, и, думается, скоро будет поправлено. В настоящее время в Москве, в Российской академии театрального искусства, на режиссерском факультете заканчивают обучение пять посланцев республики.

Немаловажная структура в театре – это художественный совет. Однако прошли времена, когда в него входили не только театральные, но и яркие представители мира искусств, как то было, например в 60-70 годы. Теперь это чисто внутренний, скорее совещательный, чем принимающий решения орган.

Всего в наших театрах работает около 2 000 человек, включая технический персонал. Самый большой в этом отношении - театр оперы и балета – 528 человек. Самый маленький - детский театр «Сулпан» в Сибае – 40 человек. А в среднем в театрах работает от ста до двухсот человек. Среднемесячная зарплата работников составляла в 2000 году 1390 рублей. В 2001 году она поднялась до 1990 рублей. Нужно учесть, что чем больше театр получает доходов от сборов, тем выше будет и оплата труда.

Оборудование

Не будем вспоминать, что говорил Владимир Маяковский относительно всей планеты, однако не заметить, что все неуфимские театры работают на морально и физически устаревшем обрудовании, нельзя. Имеется в виду звуковое, светотехническое и оборудование сцены. К ним примыкает по этим показателям и театр кукол.

Уфимские театры, особенно в связи с реконструкцией многих из них, смогли за прошедшее десятилетие обновить сценическое оборудование.

Отмечается в театрах и острая потребность в автобусах и грузовом транспорте. Износ по этим категориям составляет практически 100 процентов в Театре кукол, Стерлитамакском Русском, Туймазинском татарском, театре «Сулпан».

С чем дело обстоит благополучно – так это с легковыми автомобилями.

Цены, цены

Цены на билеты театры тоже устанавливают самостоятельно. И вот каков уровень цен в наших театрах. За три(!) рубля ребенок может посетить детский театра «Сулпан». Взрослому билет обойдется дороже, но не намного, он выложит всего 8(!) рублей. Самые дорогие билеты - в театр оперы и балета - 150 рублей. Но это, разумеется, максимальные цены, потому что там есть и детские билеты по цене 10 рублей, и взрослые чуть дороже - по 30 рублей.

Низшая планка для всех наших театров держится на уровне все тех же 10 рублей за билет. Высшая составляет и 20-30 рублей, как, например в Сибае и Салавате. В Стерлитамаке высшая планка – 40 рублей. В Башкирском драмтеатре самый дорогой билет стоит 80 рублей. Русский драмтеатр в этом отношении сравнялся с оперой и балетом - в нем наивысшая стоимость билета также составляет 150 рублей.

Показатель

Для театров важное значение имеет специальный показатель – коммерческая вместимость зала. Это значит не общее число мест, а именно те места, на которые продаются билеты. Эта цифра меньше полной вместимости зала, потому что театры всегда оставляют какое-то количество мест для своих учредителей и на всякие другие нужды.

Итак, самая высокая коммерческая вместимость зала – в Республиканском академическом русском театре драмы- 830. Это и главный зал, и фойе, и малая сцена, вместе взятые. На втором месте театр оперы и балета – 730. В остальных театрах число посадочных мест колеблется от 300 до 400. И снова самый маленький театр по этому показателю – это «Сулпан», всего 80 мест.

Доходы

Согласно принятого Положения финансирование театров осуществляется с учетом нормативной численности артистического и художественного персонала, на основании минимальной суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара и исходя из минимального нормативного количества спектаклей – 200 для театра оперы и балета, 280 – для всех остальных. Вот эти цифры – 1 200 000 рублей для театра оперы и балета, 900 тысяч для академических театров, 500 тысяч для прочих театров, кроме кукол, для которого предусмотрены 150 тысяч рублей.

Повторюсь, что это минимальный норматив, потому что на практике дают больше. Так, в этом году было выделено средств в несколько раз больше.

Средства, которые поступают из внебюджетных источников, не влияют на нормативы и размеры финансирования театров. Это означает, что все заработанное театрами остается в их распоряжении.

Доходы, из чего они складываются для театров? Конечно, это прежде всего государственная поддержка согласно все того же постановления. Об этом уже сказано выше, не будем повторяться. Однако надо сказать о том, что все заработанное театры имеют право расходовать практически по тем же статьям – от зарплаты персоналу до коммунальных услуг - по той самой причине, что бюджетное финансирование – это финансирование по самому минимуму.

Вот данные за прошлый год о том, сколько заработали наши театры.

Оперный – 4.7 млн. руб

Башкадем - 2.5 млн. руб

Русдрам – 7 млн.

Молодежный – 600 тысяч.

Театр кукол – 1,3 млн рублей.

«Нур» – 2,4 млн

Сибайский башкирский– 600 тысяч

Туймазы - 600 тысяч

«Сулпан» – 100 тысяч

Стерлитамак- 500 тысяч

Салават – 760 тысяч.

Спектакли, спектакли…

Согласно Положения, на которое я уже ссылался, зрители должны иметь возможность посетить не менее 280 спектаклей в год в каждом театре. Для театра оперы и балета в связи с его спецификой эта цифра установлена в 200 спектаклей.

За последние десять лет наиболее ровно в этом плане работал Русский драмтеатр. С 1993 года ( более ранних цифр нет) число спектаклей в год никогда не опускалась ниже 281 спектакля, достигая в разные годы 378 спектаклей в год. Однако абсолютным рекордсменом в этой области является

театр кукол. 323 спектакля в год – это его низший показатель, а в 1993 году они показали 546 спектаклей. Сибайский башкирский театр драмы показывал от 300 до 400 спектаклей ежегодно.

Не опускались ниже планки в 300 спектаклей в год и Стерлитамакское театральное объединение, в которое входят три театра.

Только в последние три года стал выполнять норму спектаклей театр оперы и балета. В предыдущие годы она колебалась от 111 до 191 спектакля в разные годы. Объяснения этому следующие – театр находился на реконструкции, велось строительство второй очереди театра с малой сценой. Кроме того, необходимо было обновлять репертуар в связи с невозможностью показа некоторых спектаклей из-за отсутствия требуемых солистов-вокалистов.

Все остальные театры в той или иной степени не дотягивали за эти десять лет до нормы. Объясняется это разными причинами – так, всем известно, что проходила реконструкция Башкирского академического театра, Национального молодежного, велось строительство театра «Нур». Все это не могло не сказываться на работоспособности коллективов, вынужденных выступать на чужих, малоприспособленных площадках. Тем не менее в последние два года, когда положение во многом выправилось, театры стали выполнять свои планы. Нет нужды обращать внимания читателей на то, как много было сделано в этой области – обновленные здания театров у всех перед глазами.

Зритель

Как жители республики ходят в театр? Рассмотрев все данные, можно

сказать, что довольно стабильно. За последнее десятилетие наивысшее число зрителей посетили наши театры в 1993 года - почти миллион (968 тысяч). Самое малое в 1997 году – 681,8 тысяч. А в последние три года в театр ходит около 800 тысяч человек ежегодно.

Наиболее неровно зритель ходит в театр оперы и балета – от 47 тысяч в урожайном 1993 до 125 тысяч в 2000 году. 150 тысяч человек в год в среднем посещают Русский драмтеатр, в лучшие годы этот показатель поднимался до 190 с лишним тысяч. Столько же ходят в Башкирский драмтеатр, хотя в последние годы был спад, вызванный отсутствием здания и общей в связи с этим неразберихой. В провинциальные театры ходят в среднем 40-50 тысяч человек в год.

В самый маленький наш театр «Сулпан» ходит около 15 тысяч человек в год.

Заполняемость зала

Как видим, театры разные, и все же должен быть некий знаменатель, к которому можно свести их деятельность. Такой знаменатель был найден, это – заполняемость зала. Это значит, что на каждом спектакле в зале должно быть не менее определенного количества зрителей, чтобы не было так - на одном спектакле в зале пять человек, а на другом стоят в проходах. Хотя стоять в проходах можно, если спектакль очень нравится, но средняя заполняемость зрительного зала в стационаре (не на гастролях) должна составлять не менее 75 процентов для уфимских театров и не менее 60 для всех остальных.

В театре оперы и балета в последние три года заполняемость зала составляет около 70 процентов, что очень даже неплохо, если учесть, что десять лет назад она была 50 процентов.

Заполняемость зала сильно колебалась у башкирского театра драмы, у национального молодежного, театра «Нур», что, в общем, неудивительно в связи с проблемами, о которых уже говорилось.

Наиболее стабильно в этом плане работает Сибайский драмтеатр. Заполняемость в 100 процентов для них не в диковинку, ниже 83 процентов она вообще не падает. В театре кукол, который десять лет назад также демонстрировал 100 процентную заполняемость зала, теперь имеет показатели в 74 процента, почти укладываясь в норматив.

Инновация

Уникальным явлением в театральной жизни России можно назвать десятилетнюю историю Стерлитамакского театрального объединения. Возникло оно в 1990 году как объединение «Самми», что означало «союз актеров, менеджеров(!), меценатов (!!), интеллектуалов(!!!)». Первоначально в него входили театр, коммерческий клуб со своим варьете, рок-ансамблем и так далее. Жизнь быстро внесла коррективы, и уже в 19991 году структура была преобразована в Стерлитамакское театральное объединение. Тем не менее за десять лет в нем мирно сосуществовали русский и башкирский театры, а также театр танца. Эти годы позволили башкирской труппе вырасти в полноценный театр, обзавестись собственным заданием и благополучно покинуть СТО. Так что теперь в Стерлитамаке два вполне самостоятельных театра, однако опыт СТО республике, надеюсь, еще пригодится.