Башкирское село Ивана Грозного

Янина Свице

В майские выходные удалось совершить небольшое путешествие в село Николо-Березовку Краснокамского района. По сохранившимся сведениям, это одно из самых старинных русских поселений в нашем крае. История села, основанного в царствование Ивана Грозного многообразна и очень интересна.

В 1560-х гг. Николо-Березовка стала местом явления чудотворной иконы Святителя Николая. По преданию, торговый караван именитых купцов и промышленников Строгановых, плывший по реке, был внезапно остановлен и смог продолжить свой путь только после того, когда сошедшие на берег люди нашли на березе икону Святителя Николая. По тому же преданию, строителем первого деревянного храма, где стала пребывать икона, был Петр Семенович Строганов (1583–1639). Во время башкирских восстаний XVII и XVIII ее. и пугачевских событий Нико-ло-Березовка или Никольская слобода несколько раз была полностью сожжена, но каждый раз жителям удавалось спасти чтимый образ. Во время пугачевщины икону несколько месяцев прятали на одном из камских островов. Большой каменный храм в селе строился в несколько этапов с конца XVIII в. по 1882 г., в 1902–1904 гг. была возведена великолепная четырехъярусная колокольня.

Около трех столетий в село на поклонение чудотворному образу стекалось большое количество паломников. В XIX – начале XX ее. почти круглый год крестными ходами Николо-Березовскую икону носили по селам и деревням Сарапульского, Бирского и Уфимского уездов. В Уфе для встречи и проводов образа были воздвигнуты две каменные Никольские часовни.

Вблизи Николо-Березовки еще в XVI–XVII ее. существовал небольшой Преображенский мужской монастырь. В конце XIX в. монастырское строительство было возобновлено и основано Камско-Николаевское подворье Уфимского Успенского монастыря. В 1913 г. монастырь был преобразован в женский. В 1910 и 1914 гг. Ни-коло-Березовку посетила великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова в сопровождении восьми сестер, основанной ею Московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Это была одна из многочисленных поездок, которые подвижница совершала, посещая святые места и монастыри России. Событие стало одним из самых значительных в истории края. Для встречи с царственной паломницей в село приехали уфимский губернатор, епископ, духовенство, представители власти, различные депутации, и съехались тысячи жителей из окрестных селений.

Елизавета Федоровна присутствовала на службах в храме села и монастыря, посетила несколько близлежащих марийских деревень, сделала благотворительные пожертвования для марийских школ. К началу XX в. Николо-Бере-зовка превратилась в крупный торгово-промышленный центр с большой пристанью, с которой в год отправлялось до 5 миллионов пудов зерна. Николо-Бере-зовка считалась хлебной столицей Прикамья. Планировалось преобразовать ее в уездный город, но этому помешала начавшаяся революция. С приходом советской власти значение села постепенно стало падать. В 1934 г. был закрыт и разграблен храм, похищена чудотворная икона, закрыт и разграблен женский Казанско-Богородицкий монастырь. Количество жителей, особенно в послевоенное время, стало уменьшаться.

Но самый сокрушительный удар Ни-коло-Березовке был нанесен в 1970-х, когда со строительством Нижнекамского водохранилища, прибрежная часть села была выселена и подготовлена к затоплению. Затопления, к счастью, не произошло, но прекрасные дореволюционные, в том числе и двух-трехэтажные этажные кирпичные здания оказались заброшенными и постепенно стали разрушаться. Первый раз я побывала в Николо-Березовке осенью 1986 г. и увидела небольшое село, расположенное на вершине речного склона, а внизу, километрах в двух, у берега Камы, полуразрушенный краснокирпичный храм и десятка два таких же полуразрушенных домов. В постперестро-ечные годы для исторической части Николо-Березовки началась новая эпоха. В 1990-х был создан Николо-Березовский историко-культурный центр, в 2010-х завершены основные работы по восстановлению Никольского храма. Ежегодно в двадцатых числах мая по случаю дня Николы Вешнего и Дня славянской письменности и культуры проводится историко-фольклорный праздник.

Природа на северо-западе нашей Республики уже совсем другая, чем около Уфы. Земли глинистые, сразу же за мостом через р. Белую в районе Дюртюлей начинаются сосновые леса. Приехав в исторический центр Николо-Бе-резовки чудесным теплым днем начала мая, мы побродили среди домов, когда-то стоявших вдоль главной улицы села. Полюбовались их удивительно красивой, кирпичной кладкой. Несколько зданий отреставрированы под гостиницы, частное жилье, в одном расположился детский центр. Но большинство уникальных купеческих зданий-памятников до сих пор ждут ремонта и реставрации. Уже пробивалась первая зелень; воздух, в котором чувствовалась речная свежесть, был наполнен птичьим щебетанием. И повсюду было удивительное множество скворцов, распевающих свои незамысловатые песенки. На одной из берез у величественного Никольского храма для них даже соорудили роскошный скворечник в виде церкви. Сходили мы и на берег величавой Камы, только недавно освободившейся ото льда. Кама – река серьезная, мощная и даже немного сердитая. От Николо-Березовски хорошо видна Вознесенская церковь села Галаново, расположенного на противоположном берегу реки, в Удмуртии. Затем проехали к сосновому парку, который находится недалеко от места, где когда то был Николо-Березовский монастырь.

В 2003 г. здесь был восстановлен святой источник, а над ним построена часовня в память о святой преподобной мученице Елизавете, погибшей в 1918 г. в шахте около Алапаевска, – сейчас источник и часовня называются «Елизаветина кладезь». А от бывшего монастыря, возводившегося в предреволюционные годы, но недостроенного каменного храма во имя Преподобного Серафима Саровского, остался только нижний ярус. Над кирпичной сводчатой кладкой установлен памятный крест.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #краеведение #башкирия #кино #психология #евровидение