Исторический фильм или фэнтези?

Александр БАРАНОВСКИЙ

29 декабря 2016 года на киноэкраны страны после мощной рекламной кампании вышел фильм «Викинг» режиссера Андрея Кравчука. Картина снята по мотивам знаменитой «Повести временных лет». Основное содержание фильма – приход к власти в Киеве князя Владимира, его борьба с внешними и внутренними врагами, поход на Корсунь и, наконец, принятие христианства. Соответственно, время действия – 977 – 988 гг. от Рождества Христова.

Для начала неплохо бы понять, исторический ли это фильм в строгом смысле слова. А может это фэнтези, которое лишь для проформы отсылает в далекое, но вроде бы реальное прошлое? Или что-то среднее? Очевидно, что это кино рассчитано на массового зрителя, более того, фильм «Викинг» уже стал одним из самых успешных в коммерческом смысле российских фильмов. Правда, бюджет картины, мягко говоря, немаленький, составляет 1,25 млрд he,.

Итак, мы имеем продукт массовой коммерческой культуры. Ну а историк получит удовольствие от просмотра «Викинга»? Что-то подсказывает, что скорее он испытает диаметрально противоположное ощущение. И все-таки, имеет ли эта картина какую-нибудь культурную ценность, помимо коммерческого успеха?

Первое впечатление у меня было такое: зрелищный фильм о бандитских разборках, отсылающий к теме зарождения русского государства. Да еще языческие волхвы уж больно смахивают на современных кришнаитов. Но это мое личное субъективное впечатление. Главная общая проблема всех исторических фильмов – это реконструкция психологии и ментальности прошлого. А может быть русские князья, как и вообще большинство вождей и правителей на ранних стадиях развития цивилизации и государственности, мало чем психологически отличались от современных криминальных авторитетов, бандитских главарей, «воров в законе» и т.п. Мысль не оригинальна.

В картине снялись такие известные актеры, как Андрей Смоляков, Максим Суханов, Владимир Епифанцев, Игорь Петренко, Светлана Ходченкова. А еще в фильме имеются эротические сцены с юной Александрой Бортич. Куда же без этого, ведь без подобных сцен в наше время кино не воспринимается как кино.

Еще я почувствовал, что Данила Козловский в роли князя Владимира больше похож на своих персонажей из других фильмов, чем на героя далекой старины.

Однако я не стал бы говорить об откровенно плохой работе актеров. За меня это скажут другие, на мой же взгляд, причина все та же – трудно современному человеку примерить ментальность ушедших времен. Гораздо труднее, чем примерить доспехи. Что мы знаем о князе Владимире в контексте реальной истории? Вроде бы потомок Рюрика, правнук что ли, но это уже не достоверно. Владел ли он старо-скандинавским языком? А скандинавского ли происхождения были Рюриковичи?

Кем сам себя считал Владимир – представителем рода Рюриковичей, русским человеком, правителем Руси, вождем основной массы восточнославянского населения? В каких богов он реально верил, почему он принял христианство, стал ли воспринимать как истину христианскую картину мира? Если честно, то достоверно о людях, событиях и реалиях десятого века мы не знаем почти ничего.

Фильм «Викинг», в принципе, можно назвать «развлекухой», но в то же время он поднимает такую значимую тему, как крещение Руси. Не вполне понятно и название картины. Что здесь подразумевается? Что князь Владимир был правнуком викинга Рюрика? Или что он общался со скандинавами, сам став во многом, как они? Понятно, что под названием «Князь Владимир» фильм показался бы менее привлекательным.

Что в фильме показано ярко, так это контраст между раннецивилизованным обществом и примитивной материальной культурой Руси с одной стороны и высокоразвитой цивилизацией Византии с другой. Киев в Х веке больше походил на большую деревню, а Корсунь, хоть и не Константинополь, но выглядел как настоящий город – с каменной стеной и каменными зданиями, с величественным храмом. И золотые византийские монеты с отчеканенным номиналом фигурируют, наверное, не просто так. Все это вроде бы как в наиболее общих чертах соответствует исторической реальности. Становится понятно, что христианская религия ассоциировалась у князя Владимира с политическим могуществом державы и высокоразвитой цивилизацией, хотя самого понятия «цивилизация» в те времена не было. Невольно задумываешься: а если бы современное человечество соприкоснулось бы с более развитой инопланетной цивилизацией и инопланетяне придерживались бы какой-то религии, то приняли бы люди эту религию? Впрочем, общение Владимира со священником Анастасом в корсунском храме показано малоправдоподобным. Надо сказать, что христианское понимание того, что грешно, а что праведно, на самом деле не является общечеловеческим. Современный российский бандит может считать, что убийство своего конкурента по криминальному бизнесу – это, с одной стороны, круто, он молодец, но, с другой стороны, у него также есть понимание греховности этого деяния, поскольку за ним стоит тысячелетняя христианская традиция, его предки были христианами и т.п. Для язычника Х века христианство со всеми его понятиями – это совершенно неизвестная схема мировосприятия, хотя в то время уже были и русские христиане. В общем, в фильме «Викинг» князь Владимир кается в своих злодеяниях со слезами на глазах как человек, выросший в христианской цивилизации, в то время как он человек из другого мира, только соприкоснувшийся с христианством.

Критики уже успели дать характеристику фильму «Викинг» в аспекте смыслового наполнения – примитивная религиозная агитка. Мол, язычники показаны грязными и отвратительными созданиями, а христианство выступает как некое благостное начало, преображающее коренным образом людей и общество. Реальное прошлое, историческая наука и историческая мифология – очень разные вещи, но не все это понимают в полной мере. Возможно фильм «Викинг» и предназначен для той аудитории, которая не вполне это понимает, ну или просто не желает «загоняться» в эти сложности.

Вряд ли этот фильм является визуальным отображением реального прошлого. Вряд ли он совместим с научно-историческим подходом. А вот историко-мифологическая реальность там показана, в принципе, неплохо, с поправкой на особенности современного кинематографа.

#жизнь #литература #проза #рассказ #цветаева #отдых #путешествие #туризм