Жизнь — этоРОК-Н-РОЛЛ

Егор Окунев

Было время, когда музыка еще была живая и состояла из настоящих музыкальных инструментов, не синтезированных электронно. Было время, свободное для смелых экспериментов и изобретений, способствующих появлению новых жанров и стилей. Было... но бесследно не прошло.

Сейчас музыке сложно кого-то удивить печальными вариациями из двух нот и обработанным голосом, и потому иногда так приятно обернуться назад и посмотреть — а как было раньше. Это эпоха настоящих музыкантов и исполнителей, время виниловых пластинок и живых выступлений — фундамент, заложенный под особняки современной музыки. Самое время проникнуться духом эпохи и рассмотреть их более пристально.

Четкий и энергичный ритм, гитарные рифы, от которых ноги сами пускаются в пляс. Драйв и безостановочное движение. Все эти эпитеты применимыми к одному музыкальному жанру, и достаточно только сказать заветное слово «рок-н-ролл», как тут же возникает определенная ассоциация. Давайте пройдемся по одному из самых энергичных жанров в музыкальной культуре, познаем извилистый путь его становления и познакомимся поближе с одним из самых ярких его представителей — королем рок-н-ролла Элвисом Пресли.

МУЗЫКА, КОТОРАЯ ОБЪЕДИНИЛА

Рок-н-ролл не сразу стал таковым. Своим появлением он обязан банальному эксперименту в музыке и выявлению нового музыкального направления. Сам пик изобретения рок-н-ролла пришелся на конец 40-х и начало 50-х годов XX века в США. Возник он из варева ритм-н-блюза, кантри, буги-вуги и госпела, и изначально все эти стили исполнялись афроамериканцами. Считается, что первой песней в данном жанре была «Rocket 88» афроамериканского певца Айка Тернера. Понятно, что в данное время была невероятная расовая нетерпимость и музыка «черных» не проходила на радиоэфиры, не исполнялась вживую и могла быть услышана лишь малому количеству населения.

Но это не помешало белым исполнителям создать на основе этих жанров свое и его же популяризовать. Одним их первых белых исполнителей стал Билл Хейли. Его песня «Rock Around the Clock» сейчас уже стала гимном рок-н-роллу, хотя первоначально, во время релиза, она не вызвала большого интереса. Да и термин «рок-н-ролл» в то время еще не был придуман, и на обложке к диску песня была обозначена как «фокстрот». Биллу Хейли не доставало энергетики чернокожих музыкантов, и революция в музыке, да и в музыкальной жизни, не произошла.

Настоящее рождение жанра произошло с приходом Элвиса Пресли. Элвис стал именно тем кумиром, которого и ждала молодежь. Его первые выступления и зажигательные танцы положили конец скромности, стали началом раскрепощения, но также внесли значительный разлад в отношения старшего поколения и молодых. Такое поведение на сцене, да и сама музыка, вызывало возмущение среди поколения консервативных американцев. А молодежь продолжала танцевать под зажигательные ритмы. Удивительно, как музыка, служившая изначально для объединения рас, стала раскалывать общество на две части, в результате чего возник конфликт поколений.

Примерно в это время и возникло определение стиля «рок-н-ролл». Его дал американский диск-жокей Алан Фрид, много сделавший для популяризации нового жанра. Его имя одним из первых внесено в «Зал славы рок-н-ролла», и именно он считается ответственным за изобретение этого слова еще в 1951 году, называя им быстрый темповый ритм-н-блюз.

В календаре есть даже Всемирный день рок-н-ролла, он отмечается 13 апреля. Такая дата выбрана не случайно, ведь именно в этот день вышла песня «Rock Around the Clock». Стоит взять эту дату на заметку всем меломанам. Помимо Элвиса, самыми знаковыми исполнителями рок-н-ролла в то время являлись Чак Бери, Фатс Домино, Литл Ричард. Каждый из исполнителей старался внести в новый жанр свое и каждый, благодаря этому, выделяется на фоне всех остальных.

Но 50-е года служили как становлению жанра, так и его упадку. В конце 50-х годов, после ухода Элвиса в армию (после возвращения он и вовсе ушел в эстрадную музыку) стали поговаривать о смерти рок-н-ролла. Многие видные исполнители и вовсе исчезли со сцены. На сцену ворвались «The Beatles», и начался новый виток рок-н-ролла.

Сейчас классический рок-н-ролл почти сошел на нет, дав развитие рок-музыке в целом. Но диски Элвиса и «The Beatles» до сих пор продаются, продолжают действовать их фан-группы. Музыка до сих пор жива.

КОРОЛЬ РОК-Н-РОЛЛА

Как мы помним, Элвис был далеко не первым исполнителем в жанре рок-н-ролла, но именно он сделал эту музыку популярной и внес свое имя в историю музыки.

Будущий король рок-н-ролла Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в очень бедной семье в Тупело, штат Миссисипи, в семье Вернона и Глэдис Пресли. Элвис с детства рос в окружении музыки и религии: непременным было посещение церкви и участие в церковном хоре. На одиннадцатилетие родители подарили Элвису гитару — взамен велосипеда, который семья не могла себе позволить. Возможно, на такой выбор повлиял первый музыкальный успех Элвиса — за несколько месяцев до этого он получил приз на ярмарке за исполнение со сцены народной песни «Old Shep».

В ноябре 1948 года семья Пресли переехала в Мемфис (штат Теннесси), где было больше возможностей для отца Пресли найти работу. Именно в Мемфисе Элвис начал более осознанно интересоваться современной музыкой, по радио он слушал кантри, традиционную эстраду, а также передачи с афроамериканской музыкой (блюз, буги-вуги, ритм-н-блюз). Элвис доучивался в новой школе, где его музыкальные способности оценивали не слишком высоко: учительница музыки полагала, что у него нет данных. В знак протеста Элвис принес в школу гитару и попытался сразить ее одним из тогдашних хитов. Впрочем, ей все равно не понравилось.

В августе 1953 года Пресли решил зайти в звукозаписывающую студию «Memphis Recording Service», принадлежавшую Сэму Филлипсу, владельцу лейбла Sun Records, и за восемь долларов записал пластинку с двумя песнями «My Happiness» и «That’s When Your Heartaches Begin». Позже он будет утверждать, что эти записи были предназначены в качестве сюрприза для своей матери или просто ради эксперимента. Филлипс попросил секретаря студии взять певца на заметку. Однако в последующие месяцы никаких предложений от студии не поступало. Вспомнили об Элвисе только через год.

Сэм Филлипс, владелец студии «Sun Records», искал таланты. Год спустя, после записи первой пластинки ; Элвиса, он вспомнил паренька и решил попробовать его. Надо сказать, что результаты репетиций, которые проходили в стенах студии, отнюдь не поражали воображение. Но Филлипс был доброжелательным человеком с развитой интуицией: он подобрал Элвису двух музыкантов — гитариста Скотти Мура и контрабасиста Билли Блэка и раз за разом слушал, как молодые люди пытаются сыграть что-нибудь интересное. Получилось только на шестой или седьмой раз.

Под конец неудачной встречи, когда все уже собирались расходиться по домам, Элвис в необычной манере исполнил блюзовую песню «That’s All Right». Скотти Мур вспоминал: «Внезапно Элвис просто стал петь песню, прыгать вокруг и дурачиться, а Билл взял контрабас и присоединился к его дуракавалянию. Я стал играть вместе с ними. У Сэма была открыта дверь в аппаратную, он высунулся и спросил: «Что вы делаете?» — мы ответили: «Мы не знаем». Филлипс же наконец услышал именно то, что искал все это < время. Весной 1956 года певец выпускает дебютную пластинку «Heartbreak Hotel». С этого момента карьера Элвиса стремительно взлетает вверх. Отдельно стоит упомянуть знаменитые сценические движения Элвиса, так возмущавшие консервативную публику. С одной стороны, есть мнение, что конвульсивные движения на сцене явились из-за нервных судорог, связанных со страхом сцены. По другой версии, Элвис просто скопировал и модернизировал манеру движения у соул-исполнителя Джеймса Брауна. Одно ясно точно, движения Элвиса были раскованными, энергичными и вызывали у зрителей бурю восторга.

В 1958 году Элвиса забирают в армию, и, не смотря на свой статус, он все же решил отдать долг родине. И с этого момента, рок-н-рольный период его творчества постепенно заканчивается, уступив место эстрадным песням. Да и на вершину начинают восходить новые звезды рок-н-ролла. В дальнейшем его ждут участие в кино и бесконечные гастроли. Элвис Пресли умер в 1977 году от сердечного приступа.

Элвис Пресли был революционером в музыке не только у себя на родине, но и у меня в жизни. Помню, как мне первый раз поставили записи Элвиса, после чего мои музыкальные вкусы сделали резкий крен в сторону рока. В какой-то момент своей жизни я и вовсе не расставался с его музыкой и даже сейчас с большим удовольствием пе-реслушиваю его хиты.

Популярность короля рок-н-ролла не падает и сейчас, его записи и фильмы пользуются большим спросом, и продажи его дисков продолжают неуклонно расти. Пока есть в памяти имя короля Элвиса Пресли — жив и рок-н-ролл.