Как вызывать дождь без йодида серебра

148 full reads
409 story viewsUnique page visitors
148 read the story to the endThat's 36% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Как вызывать дождь  без йодида серебра

Азат Курманаев

Была такая акция в соцсетях – популяризация художников и их картин. Захотелось мне рассказать о картине Ахмата Фаткулловича Лутфуллина «Моление о дожде». Написал он ее в 90-х годах, все же в советский период он писал на другие темы. В них была суровость, величие простого народа и его несгибаемый дух. Но настал перелом, и художник начал работать над другими темами, которые были для него новыми. С трепетом и осторожностью подходил он к ним.

Вообще, думаю, фигура Ахмата Фат-кулловича настолька велика, и вклад его в искусство настолько монументален, что мы его еще до конца не оценили. Вот задача для нас.

В советское время тоже все говорили «бисмилла», верили в Бога, и многие читали молитвы. Кто знает, возможно, Ахмат Фаткуллович видел такие групповые молитвы и в детстве. Либо слышал, что вот к этой горе приходили молиться люди. Теперь не спросишь у него. Осталась картина, и только зритель самостоятельно должен понять смысл.

«Моление о дожде» – это люди земли. Крестьяне, деревенские... Они неразрывно связаны с природой: она их кормит, и засуха – настоящая катастрофа. Так повелось, что человек просил милости и у природы, и у духов, и у бога, чтобы сжалился он, невидимый, но всемогущий, и помог. Иначе пропадем. И действительно, пропадали.

Но тут, думаю, немножко другая история. Возможно, была засуха, колхозы страдали. Может быть такое, что дореволюционные старики решили вопрос по-свойски. Коммунизм – это хорошо, но, как учили отцы, попробуем их способ – спросить дождя у природы молитвой.

Видите, я уже начал размышлять об этой работе и прикидывать варианты, а не просто кликнул мышкой или провел пальцем по экрану, чтобы пошла другая картинка. Я остановился и задумался. Для этого и пишут художники картины – чтобы остановиться, задуматься, восхититься смыслом и техникой исполнителя.

Потом вот до боли родные эти фигурки стариков и бабушек. Они наши, башкирские, кровь от крови, плоть от плоти. Почему? Потому что сидящие русские или даже кавказцы, они будут выглядеть по-другому, тут больше антропология. Такой вид. Я сам отношусь к этим фигуркам: такие же покатые плечи, такая же голова и уши. И так же буду сидеть, старый, сморщенный, смиренный, степенный, как из этой картины, старый башкир. Буду вспоминать людей, события, и никто меня не будет слушать, потому что у всех свои проблемы и заботы.

Вот о чем можно подумать, глядя на эту работу. Но мало кто знает (на мониторе этого не видно, нужно подойти к полотну и увидеть) о том, что там было затерто художником, но все же осталось заметно.

Ахмат Фаткуллович был очень вдумчивым человеком, сомневающимся, колеблющимся. Возможно, в конце жизни. Потому что я видел другой вариант этой работы.

Там на переднем плане были галоши и башмаки молящихся. И тут было три плана: обувь, женщины, мужчины и имам. Вот эти башмаки были на самом деле крутой фишкой в этой картине. Считаю, зря он их затер, но не нам судить автора, он решил по-своему. Они придавали некую трогательность действию. Я помню маленьким себя, стоял в Нестеровском музее, и меня поразили эти башмаки. Люди сняли обувь перед Богом, склонились в коленях, покорно опустили голову и просят милости. Нет, здесь нет чувства рабства, а есть просьба помочь. Помощь нужна людям. Нужен дождь, вода. Не деньги, не кредиты, дождь, а остальное мы сами как-нибудь, своим трудом. Башмаки, галоши давали изюминку этой работе. Бытовой оттенок. Вот, наверное, в чем дело. Бытовой, а не духовный. Больно уж брали они на себя внимание, смысл терялся, духовность, чистота замысла – взял и аккуратненьнко затер.

Надо было отнять у него в свое время эту работу и сказать: «Хочешь, напиши другую, а это оставь, башмаки эти». Но этого не случилось. Увы. Была еще одна у него картина, перед которой я стоял как вкопанный, и ее он запорол, вот серьезно – запорол. Но Ахмат Фаткуллович был башкиром – упрямым, своенравным, таким не объяснишь, все равно сделает по-своему. Вот такая маленькая история о картине. Надо знать своих художников, их картины. Знать и гордиться.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #краеведение #башкирия #кино #психология #евровидение #воспоминания