Кирпичный стиль Уфы

После строительства в 1888—1890 годах железной дороги Уфа из небольшого и тишайшего провинциального городка с 15—20 тысячами сонных жителей довольно быстро стала превращаться в крупный торговый и промышленный центр. Город стремительно рос. Возводились целые кварталы и районы, и в конце XIX—XX гг. Уфа представляла собой одну сплошную стройку.

Интересные воспоминания об этом периоде сохранились в очерке служащего Катав-Ивановского завода Федора Федоровича Киселева. Летом 1896 года после длительного перерыва он посетил губернскую столицу, а затем прислал в «Уфимские губернские ведомости» большую статью «Из путевых впечатлений», печатавшуюся в 6 номерах газеты.

Въезжая в город от железнодорожного вокзала по современной улице Дзержинского, Федор Киселев увидел, что пустое пространство, которое было между вокзалом железной дороги, т.е. старой Нижегородкой у берега реки Белой и самим городом, на расстоянии сказанных 4 верст, все застроено домами. А тем более по спуску всей орешниковой горы, точно виллы в Швейцарии, эти дома красиво расположились между тем лиственным лесом, зелень которого еще ярче оттеняет своеобразные формы крыш, окон, резьбы и красок.

Далее в своем очерке он писал: «В самом j центре города мы увидали много новых больших каменных домов с архитектурными украшениями. Из них большое внимание обращает на себя новое отделанное пока вчерне громадное трехэтажное здание женской гимназии... Заслуживают внимания пять громадных двухэтажных городских магазинов (род пассажей), построенных на торговой площади. В них поместили торговлю богатые прежние и вновь приехавшие фирмы: Вогау, Грибушин, Кузнецов, Щетинкин, Берштейн, Леске и проч.

Янина СВИЦЕ

Хорош новый трехэтажный громадный дом в стиле палаццо именитого купца Ф.Е. Чижова на Большой Казанской улице. А дом купца Блохина с братом, на углу Большой же Казанской улицы, своей величиной занимает весь квартал. Величественнее того выглядит визави ему новый громадный трехэтажный, пока вчерне отделанный дом Поносова (бывший Кондратьева). И много виднеется других довольно солидных из вновь построенных тех домов, перед которыми — дом Дворянского собрания, прежде составлявший единственную красу города, ныне имеющий уже соперников.

Понаехало в Уфу много новых как коммерческих, так и кустарно-промышленных людей, и появилось немало новых, кроме вышеупомянутых, солидных магазинов, как-то: Стахеева, Гудкова, Паршина, Вавилова, Чижова, Ивановой и др., не считая кондитерских, колбасных, мебельных и вообще кустарных заведений. Открылись новые банки и проч., и проч. Даже общественное вечернее гуляние чуть ли не столетие совершавшееся на Большой Казанской улице, ныне перешло на Лазаретную — более ровную, длинную и открытую.

Новые

Нижегородка. Улица Нехаева

Бывший учительский институт. Сейчас кирпичная кладка очищена от побелки (ул. Цюрупы, 9)

Словом, в течение десяти лет своей коммерцией Уфа увеличилась, по-моему, более чем вдвое. И смотря на эти магазины, склады, лавки, лавчонки, лабазы, лари и проч. — большие и малые с мануфактурными, колониальными, галантерейными, косметическими и другими товарами, мне, как деревенскому профану, думалось: куда вся эта пропасть идет, кто все это покупает, ибо не видать в них покупателей? Но все больше и больше развивается в Уфе лавок, следовательно, есть же потребители.

Новые дома уфимских купцов, зерно- и лесопромышленников, торговых фирм были не только жилищами и местом для магазинов, складов и контор, но и призваны были служить подтверждением солидности и успешности их хозяев. В их архитектуре использовались все последние модные веяния, одним из которых был так называемый «кирпичный стиль».

Из простых кирпичей при кладке стен мастера выполняли очень красивые, а подчас и весьма сложные и причудливые декоры. Добиваясь наиболее выразительного эффекта, кирпичи заглубляли или выдвигали, укладывали их наклонно, поднимали вертикально или поворачивали ребром. Кроме того, при кладке наиболее сложных узоров использовали и различные фасонные или стесанные кирпичи. Особых навыков требовало выполнение круглых, полукруглых или овальных элементов. Так как такая кладка подчас являлась подлинным произведением искусства, здание, как правило, не штукатурили.

Зданий в «кирпичном стиле» в историческом центре Уфы сохранилось довольно много. В последние время часть из них освободили от штукатурки советских времен, и глазам любителей архитектуры и старины вновь предстали эти великолепные кирпичные кружева, выполненные сто и более лет назад талантливыми мастерами уфимской кирпичной кладки.