Композитор как мироощущение

В постсоветский период академическая музыка слишком долго ощущала на себе гнет традиций, особенно это коснулось татарских и башкирских авторов, работающих как в Казани, так и в Уфе.

Эта статья не является каким-то аналитическим исследованием, лишь желаю напомнить вам, дорогой читатель, о замечательном композиторе Наиле Нурмухаметове, который успел написать много хорошей музыки, был членом Союза композиторов России и Союза композиторов Республики Башкортостан.

Рустэм СУЛЕЙМАНОВ, лауреат премии им. Ш. Бабича, лауреат международных конкурсов, скрипач, дирижер

С ним мы вместе учились музыкальному искусству, и ровно два года назад он покинул этот мир. И до сих пор я, как и многие знавшие его, очень сожалею, что так рано оборвалась жизнь Наиля Нурмухаметова.

Меня часто спрашивают, какие необходимы условия для плодотворной совместной работы композитора и дирижера, как получается, что у композиторов рождаются шедевры?

Одной из ключевых и необходимых задач в работе музыканта является необходимость проникнуть в замысел композитора: понимание и прочтение мыслей автора, который создает музыку через свое мироощущение. Для этого существует несколько эффективных способов. Первый — это знакомство и общение с композитором, которого исполняешь, обсуждение с ним задач и целей, которые он вкладывает в свои произведения. Второй способ — это изучение жизненного цикла автора: его биографии, его произведений, инструментария, изучение его камерной музыки, а также музыки, написанной в других различных жанрах — это и вокальные сочинения, и хоровая музыка, пьесы для детей и различные обработки. Третий способ — это анализ его крупных партитур, будь то симфония или инструментальный концерт, это самый трудоемкий и профессиональный вариант изучения композитора. Добавлю, что в изучении музыкальных произведений также необходимо видение собственным воображением точных образов и ярких картин, которые художник вложил в звуковую палитру.

Не сбылась моя мечта исполнить симфонию, которую Наиль оставил в рукописи; он говорил, что замысел сложился полностью и что форма сочинения имеет уже ясные черты, что в его голове симфония полностью сочинена. Он ушел на вершине своего творческого развития, ушел молодым, оставив недописанную музыку и неосуществленные проекты: с Хашимом Мустаевым обсуждался замысел нового балета, остался незаконченным вокально-симфонический цикл на слова Мажита Гафури.

Наиль любил Уфу, желал быть полезным для композиторского общества в республике, принимал активное участие в деятельности Союза композиторов; безусловно, он переживал тогда, два года назад, по поводу процессов, которые бушевали в тот непростой для Союза период.

Несколько слов хочу добавить о его музыке: она обрамлена в правильные красивые формы, всегда имеет законченный рисунок, формы эти не утяжелены, оркестровка сочинений мягкая, лаконичная. Конечно, в его музыкальной драматургии присутствует конфликт, но как он ловко этот конфликт преобразует в победу, в торжество лирики!

Музыка Наиля Нурмухаметова глубоко духовна и светла. Мелодизм имеет ясную опору на национальный музыкальный язык, часто слышны звуки журчания серебряного ручейка, пролетающий клин журавлей. Композитор рисует нам картины природы, чудесные пейзажи; и все это с легкой, еле заметной линией грусти и налетом некоей обреченности. Автор черпал эти образы на своей малой родине — в деревне Ташлы Шаранского района Башкортостана. Мелодика его ясна, открыта, читаема для исполнителя и выразительна для слушателя. Во многом это связано с тем, что свои сочинения Наиль предварительно показывал своей спутнице жизни — Лилии, которая понимала всю степень дарования супруга, оберегала и поддерживала его начинания и идеи.

С юных лет они были вместе, Лилия, можно сказать, взрастила своего одноклассника: Наиль и Лилия — выпускники замечательной школы музвоспитанников, счастливо прожили вместе 25 лет. Хочу привести слова его жены Лилии о том, что она всегда верила в его талант, была первым слушателем, что творчество мужа было ей близко духовно-эмоциональным созвучием и она надеется, что сочинения эти не исчезнут с концертных афиш, будут исполняться коллегами музыкантами. Наиля Нурмухаметова уважали за честность, бесконфликтность и редкую ныне человеческую порядочность.

Особняком в творчестве Наиля Нурмухаметова стоит вокальная музыка — он любил сочинять романсы и песни. Одну из них он посвятил своей супруге — «Сорви для меня белые лилии». Писал на стихи замечательных поэтов: М. Гафури, А. Хусаинова, Д. Булгаковой и др.

«Нужно время, — скажете Вы, мой дорогой читатель, — время, чтобы увидеть величие сочинений композитора».

«Разумеется», — отвечу я. Для композитора приоритетным является, чтобы его сочинения не канули в Лету, не пылились на полках и после смерти автора исполнялись музыкантами на различных концертах. Это и является основной задачей — написать такую музыку, написать такие сочинения, чтобы они достигали и беспокоили душу слушателя. Мне посчастливилось в тесной дружной среде общения и потрудиться с ним — я исполнил его камерную сонату для скрипки и фортепиано. Помню, Наиль на репетициях, когда мы разучивали его сочинения, все время вертелся вокруг рояля — все никак не мог спокойно сесть на кресло и послушать свое произведение как бы со стороны — он бесконечно давал советы, дополнял наши ноты своей ретушью, делал ремарки; одним словом, желал, чтобы его музыкальная мысль и душевный порыв, вложенный в эту музыку, были исполнены в точности по его замыслу. Концерт прошел отлично, в итоге мы прекрасно исполнили его сонату — страницы этого произведения реализованы сейчас в блестящий скрипичный концерт, который в будущем сезоне мне, думаю, удастся исполнить с симфоническим оркестром.

Светлая память, мой дорогой друг...