КОРПОРАТИВНАЯ ЖИЗНЬ современного человека

— Опять корпоратив!? Вашей компании денег не жалко что ли? — говорю я огорченно своему мужу. Я — женщина с воображением — не хочу, но представляю, как коллеги-женщины в день корпоратива надевают свои платьица и делают прически, предчувствую смех и веселье, непринужденную атмосферу. И меня там нет. Стоп. А может пойти с мужем? Нельзя, тут действует правило: «со своими дровами в лес не ходят». Неприятно, ну что же делать. Психологи советуют доверять своей второй половинке. Я доверяю, а неприятный осадок остается. И меня продолжают тревожить корпоративы.

Существует несколько видов копоративных культур:

КОРПОРАТИВНАЯ ЖИЗНЬ современного человека

Марианна ДАВЛЕТОВА

КАКИЕ ЕСТЬ

КОРПОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ?

1. Правила и еще раз правила. Иногда кажется, что их так много, что сотруднику нужно невероятное количество времени на то, чтобы их запомнить. Любое отклонение от свода законов карается штрафами (опоздал на 5 мин., заранее не отпросился с работы, не написал письменное заявление).

2. Отношение руководства к подчиненным сверху вниз. Ни одна инициатива, свежая идея не может быть воплощена в жизнь без разрешения руководства. В таких организациях человек вынужден ощущать свою профессиональную некомпетентность и сомневаться в себе как в специалисте. Творчества здесь нет и не будет.

3. Индивидуализм приветствуется. Все улыбаются друг другу, но главный двигатель прогресса — конкуренция, стремление доказать, что ты лучший сотрудник, ради этого можно даже сдать промашки своего напарника, донести неблаговидную информацию о коллеге.

Наверное, основной ошибкой в российских бизнес-организациях является то, что руководители часто не учитывают всех нюансов: менталитета, индивидуальных особенностей российского работника. Трудно себе представить, что то, что прекрасно прижилось в одной стране подойдет для нас.

В Америке работник должен быть нацелен на свой личный успех. Он должен ощущать себя победителем. Здесь господствует конкурентная борьба, каждый сам за себя. Основным стимулом работы служит материальный интерес.

Как проходят корпоративы в других странах? В США 76 % корпоративных мероприятий устраиваются без жен и мужей. Здесь отрываются по полной, ведь фирма за все платит! Но все проходит в рамках приличия, ведь никому не хочется лишиться своей должности.

В Голландии в обеденный перерыв сотрудники идут в ресторан и без размаха отмечают праздник. Все это длится не более двух часов. Столы не ломятся от блюд, скромный ланч с бокалом вина.

А КАК ЖЕ ПЛЮСЫ?

Настала пора рассказать и о положительных сторонах корпоратива.

Во-первых, такие мероприятия сближают коллектив. Тут раскрываются таланты, люди начинают понимать друг друга лучше. Иногда здесь принимаются решения о новых проектах, о планах на будущее.

Во-вторых, это возможность отдыха и снятия рабочего напряжения. Станем не только коллегами, но и друзьями, познакомимся поближе, посмотрим на людей из офиса с другой стороны.

И, в конце концов, праздник — это приятное эмоциональное событие, которое может надолго запомниться и продолжительное время будет радовать человека, находящегося в трудовой рутине.

Если вы загляните на женские форумы, то увидите, что я не одна такая. Многие представительницы прекрасного пола жалуются на то, что в организациях, где работают их мужья, тоже частенько собираются на корпоратив. Самое удивительное, что иногда посиделки длятся не часы, а сутки, компания выезжает за город и веселится по нескольку дней. Иногда там проходят обучающие тренинги, семинары... Естественно, что все эти «массовые гуляния» не обходятся без спиртного.

Конечно же, было бы нелепо говорить о том, что такие мероприятия могут разрушить семью. И все же внести некоторый диссонанс в отношения, а также создать стрессовую ситуацию могут. Почему?

Во-первых, у человека искусственно создается личное пространство, в котором семья не участвует (в случае, если на корпоратив категорически запрещено приходить с женами, мужьями). Во-вторых, работник, даже если он не хочет являться на данное мероприятие (в силу, например, жизненных обстоятельств или просто из-за отсутствия желания), не может отказать своему начальнику и вынужден присутствовать, то есть речь идет об отсутствии свободы выбора. В-третьих, создается ситуация, когда человек вынужден раскрываться в неформальной обстановке, становиться уже не сотрудником, а приятелем, собеседником. А вдруг он не готов к этому «открытию»?

СТАТИСТИКА

Если говорить о затратах предприятий, то новогоднее торжество для нескольких тысяч сотрудников (а в крупных госком-паниях и госкорпорациях меньше не работают) обходится в сумму от 10 млн до 50 млн руб. в зависимости от приглашенных артистов и места проведения.

Проводившиеся социологические исследования на тему «Отношение сотрудника к корпоративным мероприятиям» дали следующие результаты: каждый пятый работник компании ненавидит кор-поративы. Каждый десятый посещает их, чтобы бесплатно поесть и выпить. Есть и один процент, это так называемые тайные агенты, которые собирают компромат на своих коллег.

РАБ ИЛИ РАБОТНИК?

Корпоративы появились в нашей стране не так давно. Они пришли к нам с запада, вместе с таким явлением как корпоративная культура (символика, традиции, организационные церемонии, стиль одежды). Кстати весьма занятным является тот факт, что сотрудники организаций (где эта культура расцветает во всей красе) порой порабощены своим руководством. Существует даже такая особенность: в случае, если внешний вид сотрудника не соответствует корпоративным нормам, с него могут содрать значительный штраф, удержать из зарплаты денежные средства, сделать выговор. Вы пришли сегодня не в тех носках, у вас не тот дезодорант, рубашка не подходит к брюкам? Тогда милости просим на ковер, готовьтесь. Тут остается или принять правила игры или начать искать себе новую работу.

Мы привыкли к свободе выбора: одеваться во что захочется, раскрываться перед окружающими, при этом сохраняя индивидуальность. Но в мире бизнеса другие законы. Порой эти законы оправданы: и дресс-код, и правила поведения создают целостность образа организации — это удобно и для нас самих. В банке, в магазине, в общепите ты понимаешь — это сотрудник, к нему можно обратиться. Это создает некое единство, идентичность. И все же часто сотрудник в коммерческой организации — это человек подневольный, боится лишиться зарплаты, опасается увольнения. Как тогда семью кормить? И все терпит. Но внутренне, конечно, сопротивляется. И тут, как подарок судьбы на него сваливается корпоратив. С милыми сценками, с изображением Димы Билана, с конкурсами. И даже если менеджер не обладает артистическим талантом, ему придется в этом участвовать.

КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ?

В Японии существует пожизненный наем. Как бы ни работал сотрудник, он в любом случае добьется повышения. Рабочий день начинается в 9 утра, а официально заканчивается в 17:00. Но на деле этот рабочий график не учитывается. Добропорядочный японец остается в офисе до десяти-одиннадцати вечера, это не оттого, что у него много работы. Дурным тоном считается уйти с работы пораньше. Обязанностей может быть не так много, но сотрудник старается растянуть их на весь день. Увольнения тут крайне редкое явление. Для японца его работа — это вторая семья, на первом месте не материально вознаграждение, а успех и процветание фирмы. Корпоративы начинаются в офисе и состоят из официальной части: поздравления руководителей фирмы. Тут же сотрудники могут выйти и рассказать о своих планах и будущих проектах. Затем коллектив отправляется в ресторан.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ВЫЙТИ «СУХИМ» ИЗ ВОДЫ ПОСЛЕ КОРПОРАТИВА:

•    Не пейте много.

•    Контролируйте свое поведение. Ведь праздник закончится, а ваша репутация, в случае промахов останется запятнанной

•    Не флиртуйте. Вы ведь не собираетесь заводить служебный роман с продолжением? Тогда ни к чему и вводить в заблуждение окружающих.

•    Не критикуйте и не высмеивайте начальника. Кто знает, возможно, ему потом донесут то, что вы сказали.

•    Не стоит рассказывать о проблемах в личной жизни, это не сеанс психотерапии.

•    Найдите золотую середину и соответствуйте своим принципам. Общайтесь на нейтральные темы, слушайте других.