Профком писателю глаз не выклюет

Евгений Рахимкулов

Обратил внимание на то, что за последние несколько недель чуть-чуть, но все-таки ожил сайт Союза писателей Республики Башкортостан (http://со-юзписателейрб.рф). Порадовался. Хоть какой-то прогресс. А то долгое время до этого сайт все равно, что не существовал. Кто не верит, может полистать там календарик новостей. Теперь начала появляться хоть какая-то информация. Правда, некоторые новости представлены только на башкирском языке, не владея которым, вы прочитать их не сможете. Но все равно, по сравнению с тем, что было, это настоящий гиперска-чок в литературно-медийное межгалактическое пространство.

Надеюсь, сайт Союза писателей РБ будет развиваться и дальше, и постоянный председатель правления, кого бы ни выбрали на эту должность по весне, продолжит начинания. Ведь пока сайту все-таки далеко до совершенства. Много битых ссылок, много ошибок. Нажимаю, например, ссылку «Члены союза», а попадаю не на список членов, а вот сюда: http://союз-писателейрб.рф/union. Почему? С какой стати? Или жму на «Указы», а указы-то, оказывается, никому и не указы… http:// союзписателейрб.рф/decrees.

Ладно. Не хочу критиковать работу организации, которой урезали и без того небольшое бюджетное финансирование. Лучше похвалю тех, кто вообще никакого бюджетного финансирования никогда не имел и не имеет.

А начну хвалить я с Эдуарда Байко-ва – создателя и редактора литературного интернет-портала «Книжный ларек» (http://www.knizhnyj-larek.ru). Этот проект, запущенный всего несколько лет назад, объединил вокруг себя любителей литературы не только из Уфы и Баш-кортостана, но и со всей России и даже из-за рубежа. В «Книжном ларьке» каждый день появляются новые статьи, стихи, рассказы, повести, романы уфимских и не только писателей, поэтов, переводчиков, публицистов и журналистов.

В «Книжном ларьке» регулярно проводятся различные конкурсы и опросы, размещаются фотообзоры уникальных мест планеты, предоставленные уфимскими и не только уфимскими писателями-путешественниками. «Книжный ларек» широко представлен в социальных сетях. У сайта приятный дизайн, он интересен и посещаем. У него тысячи и десятки тысяч просмотров в месяц, что для литературного проекта, тем более не федерального, а местного, очень даже неплохо. Для сравнения, в тот день, когда я писал эту статью, установленный счетчик LiveInternet на сайте Союза писателей РБ показал за сутки всего одного посетителя. Эти посетителем, как вы понимаете, был я сам.

И вот ведь что интересно. За «Книжным ларьком», в отличие от сайта Союза писателей РБ, не стоит ни копейки, пусть и сильно урезанного, но все-таки бюджета, ни одного, работающего, пусть и за мизерную, но все-таки какую-то зарплату сотрудника. «Книжный ларек» – проект, реализованный исключительно на общественных началах. Сайт был создан и поддерживается одним идейным вдохновителем и энтузиастом – Эдуардом Байковым. А помогает ему в этом деле группа единомышленников, искренне любящих литературу и желающих, чтобы в их родном городе она развивалась. Люди сами, по своей инициативе, за счет своего времени и средств создали и поддерживают сайт, продвигают его в социальных сетях, делают его интересным для читателей, сами привлекают авторов, сами находят спонсоров и партнеров. И у них литературная жизнь бьет горным ключом. А там, где, казалось бы, бюджет и поддержка сверху, где все условия созданы, эта жизнь давно уже напоминает поросшее камышами озеро с неким подобием цветущей воды, переходить вброд которое я бы вам не советовал…

Или вот еще один пример. С первых лет нового тысячелетия в Уфе функционирует Уфимское литературное объединение «УФ-ЛИ». Руководит им поэт и переводчик Айдар Хусаинов. Руководит бессменно полтора десятка лет, и никого это не смущает. Ни у кого это не вызывает зависти. Никто не пытается его «подвинуть». Нет никаких интриг. А все потому, что делить нечего. Все потому, что руководит Айдар Хусаинов «УФЛИ» на общественных началах. Тянет огромный пласт работы по своей инициативе, на своих плечах, как и Байков, бесплатно, из одной только любви к искусству. Вы помните, сколько председателей правления Союза писателей РБ сменилось за то же самое время, что Хусаинов возглавляет «УФЛИ». Я, например, не помню. Просто потому, что со счета сбился.

«УФЛИ» – по-настоящему общественная организация, настоящий творческий союз людей, любящих и ценящих литературу. Здесь никто не получает зарплату, здесь все, включая председателя, на равных. Люди собираются, обсуждают произведения друг друга, помогают друг другу публиковаться и издавать книги. Молодым и талантливым авторам не нужно стучаться сюда, как в двери Союза писателей РБ, до тех пор, пока из молодых и талантливых они не превратятся в морщинистых и склеротичных. В «УФЛИ» волен прийти каждый. «УФЛИ» объединяет и состоявшихся писателей, чьи книги издаются в центральных московских издательствах большими тиражами, и молодежь, делающую первые робкие шаги на литературном поприще.

Члены «УФЛИ» выступают на публичных мероприятиях, в больницах, школах, библиотеках, вузах, на предприятиях, ездят по районам республики, по другим регионам страны. Они читают стихи, рассказывают людям о литературе, о книгах, словом, несут культуру и искусство в массы. По сути, «УФЛИ» сегодня ведет как раз ту работу, которой должен бы заниматься Союз писателей РБ, но которой он… скажу максимально корректно… занимается недостаточно активно.

Возникает совсем не риторический вопрос. Почему так происходит? Почему столь блекло выглядит сайт организации, поддерживаемой бюджетными средствами, а литературный сайт, созданный на общественных началах, живет и развивается? Почему так активно объединение, у которого за плечами ничего, кроме энтузиазма людей и любви к литературе, и так пассивны те литераторы, которым оказывается государственная поддержка? И у меня есть ответ на этот вопрос. По крайней мере, есть вариант ответа. Вы же вправе согласиться с ним либо предложить свой.

Я считаю, что в нашей стране в советский период произошла подмена понятий в отношении всего, что связано с творческими союзами и иными общественными организациями. Изначально союзы писателей, художников и прочие творческие объединения создавались именно что на общественных началах. Так было и на Западе, и в нашей стране в дореволюционный период. Люди объединялись по интересам, чтобы помогать друг другу, учиться друг у друга и добиваться каких-то общих целей. Сложно, например, представить себе государственное финансирование текущих расходов и массовых мероприятий Вольного общества любителей российской словесности, в состав которого входило и большинство декабристов…

На Западе принцип независимости и общественности творческих объединений в большинстве случаев сохранился. А вот у нас в эпоху строительства светлого будущего (надо полагать, нынешнего настоящего) творческие союзы взяло под свое заботливое крыло государство. Непонимающих истинного предназначения искусства накрыли не менее заботливым крылом – гулаговским… Словом, каждому нашлось свое место и свое казенное содержание… То же самое, кстати, касается и профсоюзов. Изначально они создавались с благой целью – защитить права трудящихся. И создавались они не сверху, что было бы крайне нелепо со стороны работодателя, совершенно не заинтересованного в таких организациях. Профсоюзы создавались самими трудящимися именно как независимые общественные организации.

Во многих странах первоначальная суть профсоюзов сохранилась. Например, что бы ни писали о коррумпированности профсоюзной системы в США, профсоюзы там все-таки сохранили и независимость, и свой какой-никакой реальный вес. Там нет такого раздутого аппарата профсоюзных работников, как в нашей стране. Их мало, но они… в тельняшках. Работодатель боится председателя профкома, как огня, потому что председатель профкома может поставить в неудобную позу любого директора завода. Он реально может защитить ваши права. И никто вас за то, что вы «настучали» в профсоюз, не уволит. Пальцем тронуть побоятся.

А что у нас? А у нас все наоборот. Председатель профкома на предприятии, как бы де-юре не обозначался его статус, де-факто всегда является подчиненным директора завода, того самого директора, от произвола которого он должен защищать работников этого самого завода. И максимум, что может сделать такой председатель профкома – распределить путевки в детский лагерь, обеспечив в первую очередь ими «своих». А вот если вас захотят уволить, права ваши он не отстоит. Потому что иначе его самого уволят. Ну, а вся вышестоящая профсоюзная система напрямую контролируется государством. У нас перестроили церкви в дворцы профсоюзов. В этих дворцах заседают и толкают умные речи. А толку-то?

И вот с этим абсурдом мы живем уже много лет. Мы развалили пионерскую и комсомольскую организации. А ведь это было очень хорошее наследие советской эпохи. Спустя четверть века, мы осознали это и пытаемся наверстать упущенное всякими молодежными палатами и юнармиями. Но уже не очень-то получается. Однако вот что удивительно. Развалив лучшее наследие советской эпохи, мы почему-то сохранили худшее. Те же четверть века мы никак не можем перестроить инертную систему профсоюзов, творческих союзов и иных якобы общественных организаций.

Наверху понимают, что весь этот громоздкий и неповоротливый механизм работает не так, как хотелось бы, и приносит казне большие убытки, не принося никаких дивидендов. Народ внизу тем более понимает абсурдность ситуации. Мало кому придет в голову жаловаться на начальника в профсоюз или искать среди бестселлеров года на Ozon.ru книгу члена Союза писателей РБ. Все всё видят. Все всё понимают. Но ситуация не меняется. Застой усугубляется. А потом вдруг всплывают всякие неприятные истории вокруг какого-нибудь творческого союза…

До бесконечности так продолжаться не может. Общественные организации должны стать на самом деле общественными. Они должны стать не закрытыми тайными кланами «писателей» и «художников», о делах которых, кроме них самих, никто никогда и не слышал, а открытыми для людей, увлеченных искусством. Они должны существовать, благодаря энтузиазму таких людей. Люди увлеченные сумеют объединиться. Найдутся и спонсоры, готовые поддерживать культуру. Они уже находятся. Только, в отличие от государства, они отдают не казенные (то есть ничейные) деньги, а свои кровные. И они смотрят, на что их отдают. На доброе и полезное дело, на высокое искусство – пожалуйста! А на раздутие штата бессмысленных организаций, на проведение мероприятий для галочки вам своих кровных никто не даст.

Процесс преобразования псевдообщес-твенных организаций в действительно общественные имеет еще и ту положительную сторону, что он позволит сэкономить уйму бюджетных средств, которые сегодня по всей стране тратятся на содержание работников, переписывающих ненужные бумажки, на организации, содержание помещений, зданий, на проведение ежегодных формальных мероприятий.

Мудрое государство должно бы все это осознать, придумать механизм перерождения псевдообщественных организаций в по-настоящему общественные и запустить его сверху. Потому как есть очень хорошее правило: если не можешь предотвратить процесс, возглавь его. А предотвратить стремление людей к правде, стремление к объединению по интересам и совместной работе уже не удастся. Это очевидно. «Книжный ларек», «УФЛИ» и другие культурные проекты – яркое тому подтверждение. И с каждым годом их становится все больше. Именно с ними связан настоящий культурный прогресс.#жизнь #литература #проза #рассказ #цветаева #отдых #путешествие #туризм