Свежесть взгляда

8 августа в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова состоялось открытие выставки живописцев Тольятгинского городского отделения ВТОО «Союз художников России». Арт-проект под названием «Новый взгляд» объединил шесть художников — это Игорь Панов, Дмитрий Анчуков, Денис Елисеенко, Армен Карапетьянц, Евгений Уткин и график Алексей Зуев. Всего в экспозиции представлено 92 произведения. Выставка продлится до 24 августа.

Елена ЛУНОВСКАЯ

Немалое впечатление производят также и работы других участников «Нового взгляда».

Очень выделяются пейзажи Алексея Зуева — единственного графика в группе. В основном эти чернобелые изображения — лирическое послание о любви двух людей, о возможной разлуке и о временах года.

-

Д.Н. Анчуков «Зимний вечер». Холст, масло. 2010

Д.Н. Анчуков «Зима». Холст, масло. 2007

Представленные на выставке картины — это натюрморты, пейзажи, автопортреты, жанровые композиции. Поначалу не сразу удается понять, что объединило этих творческих людей в одну группу, но достаточно внимательно приглядеться к картинам каждого из них в отдельности, чтобы уловить некое единое направление мысли. Главным образом эти художники стремятся развивать традиции русской реалистической школы живописи и графики. Но у каждого из них, как и у каждого творца, несомненно, свой «почерк», своя индивидуальность и мировосприятие.

В первую очередь, хочется обратить внимание на полотна Игоря Панова. В основном, это картины, изображающие эпизоды из сельской жизни. Здесь можно отметить такие холсты, как «Большой стог», «Новый забор», «Тихий закат». Они словно отсылают нас к сельскому быту: художник изобразил не только пейзажи, но и людей, которые занимаются своим повседневным трудом. Не менее интересны и портреты. Так, например, очень тепло воспринимается картина «Автопортрет. Первый снег» — человек, смотрящий в окно на падающие хлопья, и мальчик, сидящий у него на плечах — одного взгляда на полотно достаточно, чтобы ощутить то настроение, которое охватывает нас с началом зимы.

И.Г. Панов «Автопортрет. Первый снег». Холст, масло. 2010

Д.С. Елисеенко «Долгожданная встреча». Холст, масло. 2012

Е.А. Уткин «В боксерском зале». Холст, масло. 2009

И.Г. Панов «Волга. Теплое побережье». Холст, масло. 2012

Вот, например, работа «Лето»: на переднем плане — стол, на котором расположены ваза с цветами и яблоки, но почти сразу внимание привлекает задний план — это река, у деревьев стоят молодые люди — парень и девушка.

Интересны и такие картины Зуева как «Осень» (разлетающиеся на фоне реки листья), «Письмо любимой» (парень, задумчиво рисующий портрет на бумаге, а позади него — силуэт девушки).

В полотнах Армена Карапетьянца прослеживается военно-патриотическая тема. Здесь стоит отметить картины «Два ветерана», «Письмо», «Леха — герой».

По своей цветовой насыщенности очень легко воспринимаются холсты Дмитрия Анчукова. Выполненная в нежных тонах картина «Апрель» словно «дышит» свежестью весны. Примечательно и полотно «В дороге» — едва угадывающийся пейзаж за окном поезда, на переднем плане — предметы, находящиеся на столике, по бокам — виднеются полки. Нельзя пройти мимо картины «Лето в старом городе»: кажется, что живописец хотел охватить как можно больше, когда писал ее — это угадывается в композиции. Здесь мы видим стол, на нем — старый проигрыватель, книги, за ним — открытый вид во двор, окна и крыши соседних домов, чуть поодаль — деревья.

Что касается произведений Дениса Елисеенко, здесь необходимо отметить, что, как и у остальных художников арт-проекта, его полотна выполнены в разных жанрах, и каждая «рассказывает» нам короткий эпизод. Вот холст «Город гаражей», изображающий валящий снег, машину, которую толкает человек и угадывающиеся гаражные очертания. Или «Долгожданная встреча» — деревенский домик, ограда, стоящая у калитки женщина и несущаяся навстречу кому-то, кого мы не видим, собака.

Своим мировосприятием делится с нами и художник Евгений Уткин. Некоторые из его полотен посвящены спортивной теме. Как отмечалось на открытии выставки, это связано с тем, что живописец занимался рукопашным боем. Наиболее интересны в этом отношении картины «Атлеты» и «В боксерском зале». На первой — тренирующиеся худощавые ребята, на заднем плане — изображены плакаты со спортсменами. На второй мы видим мальчика, сидящего в зале и наблюдающего, как мужчина бьет боксерскую грушу, при этом сам мужчина — это тень на стене.

Посредством своих произведений тольяттинские живописцы открывают нам свое мировосприятие, «знакомят» с ним. По создающимся впечатлениям можно вполне уверенно сказать, что это действительно новый, свежий взгляд.