1005 subscribers

Спартански простой усилитель - "УМ-50А".

13k full reads
15k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 84% of the total page views
2 minutes — average reading time

День добрый всем любителям ретро аудиотехники! Сегодня предлагаю рассмотреть один из старых ламповых трансляционных усилителей звука - "УМ-50А" производства Аксарайского СНХ. Это чудо увидело свет в 1963 году. Это было безумно давно. Для контекста - в тот же год: вышел фильм "Я шагаю по Москве", полетел первый Boeing 727, закрылась тюрьма Алькатрас, впервые продемонстрирован бытовой видеомагнитофон и конечно-же... Фидель Кастро получил звание героя Советского Союза.

Вернемся к теме разговора, наш сегодняшний усилитель был разработан не для бытового использования. Он поставлялся прежде всего в школы и общественные организации, типа домов культуры. Его назначение - усиление звука в паре с уличными громкоговорителями или акустических системами актовых залов. По характеристикам он звезд не хватает: номинальная мощность 50 Ватт, а диапазон воспроизводимых частот составляет 60-8000 Гц. Весит это чудо 15,5 килограммов.

Дизайн его ещё более непримечателен, чем у большинства советской техники. Да и не бытовой это усилитель, в изысках смысла не было. Корпус полностью собран из штампованных стальных панелей. Задняя стенка закрыта решеткой. В верхней части сделаны две съемные панели, прикручиваемые винтами. Это сделано для возможности быстро увеличивать вентиляцию и быстро менять вышедшие из строя лампы, без значительного простоя во время мероприятия. На передней панели максимально утилитарный блок регулировок - темброблок на ВЧ и НЧ и регуляторы громкости по гнездам подключения для микрофонов или звукоснимателя проигрывателя. В центре лампа сигнализирующая о включении прибора. И .... это всё. Теперь вскроем корпус и заглянем во внутрь.

Тут все по спартански просто. Единое шасси на котором смонтированы все элементы, сразу бросается в глаза непонятный момент- входной и выходной трансформаторы стоят стенка к стенке... Я в ламповой технике не гений, но насколько мне известно, что их необходимо разносить максимально далеко друг от друга. Если Вам не трудно - просветите в комментариях. Рассмотрев схему, тоже немного удивился, странная конструкция выпрямителя - на 10 диодах, работает он по схеме удвоения напряжения. Какие плюсы это даёт? Всего в схеме 4 радиолампы трёх видов: 6н9с - двойной триод с отдельными катодами - на ней собран каскад предварительного усиления; Г807 - генераторный лучевой тетрод - основа оконечного каскада усилителя. Бонусом идет ещё лампа 6е5с - индикатор выхода которая и расположена на передней панели.

Бонусом электрическая схема усилителя.

Спартански простой усилитель - "УМ-50А".

И для пущего удовольствия видео теста усилителя с проигрывателя и от электрогитары.

За дополнительную информацию и фотографии сердечно благодарю Харченко Валерия Григорьевича, создателя сайта www.rw6ase.narod.ru .

Ещё безумно интересные статьи:

Радиоконструкторы СССР: "ШУД"

Радиоконструкторы СССР: "Электроника-стерео".

Радиоконструкторы СССР: "Камертон УС-20C"