Усилители КИНАПа: 70У-5 от КУСУ.

10k full reads
12k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 82% of the total page views
3 minutes — average reading time

День добрый всем любителям старой и необычной аудиотехники! Сегодня Я продолжаю тему старых ламповых усилителей от заводов КИНАПа. За что Я полюбил эту тематику, так это за вал неподдельного позитива от Вас! Многим начинали карьеру с этими усилителями. Они играли на дискотеках, в клубах, домах культуры, театрах... где только их не было, а значит тему нужно продолжать. Сегодня посмотрим на усилитель 70У-5, которым комплектовался набор стационарной системы системы воспроизведения звука КУСУ-52. Рассчитана эта система была на залы вместимостью 800-900 мест, а значит усилитель должен быть предельно злым! Полный комплект системы семь звеньев- собственно усилитель, два различных выпрямителя, пульта регулятора и разделительного фильтра, ну и конечно набора акустики. Система должна была принимать два основных вида сигнала - от кинопроекторов и от граммофонных проигрывателей. Полный комплект пошел в массы в 1952 году, а это уже середина прошлого века! Для большего погружения - в том же году: в Британии на престол взошла Елизавета 2-я (ну её время вообще не берет и она лихо переживает даже советскую ламповую технику), революция в Боливии, открылся Волго-Донской канал, революция в Египте, США по факту аннексирует Пуэрто-Рико, начинается проектирование первой советской атомной подводной лодки. В это же веселое, хоть и неспокойное время на Ленинградском заводе КИНАП начинают выпускать героя нашей статьи. В статье использованы материалы с двух прекрасных источников - сайтов kinap.su и retrotexnika, за что конечно Я им сердечно благодарен.

70У-5 - ламповый усилитель. Всё интересное внутри.

Начнем с характеристик: номинальная выходная мощность 40 Ватт, что интересно, пиковая мощность идет 50 Ватт и при этом КНИ не превышает 3%. Число используемых ламп - 10 штук, 4 разных видов. Дизайн как таковой отсутствует, ибо назначения аппарата крайне утилитарное. К бытовому использованию он был не предназначен, а значит максимум внимания уделено ремонтопригодности и простоте в работе. Так как он разработан для стационарной системы, то он крепился к стене в фиксированной точке проекторной. Усилитель состоит из металлического массивного шасси в котором располагаются все элементы системы. Оформлен он в виде металлического шкафчика с двумя съемными крышками. Верхняя дверца даёт доступ к радиолампам, нижняя - к элементам навесного монтажа. При этом все крупные детали, не требующие профилактики и частой замены, размещены на внутренней стороне шасси. К ним относятся как раз силовой и выходной трансформаторы, а также дроссель.

Вид усилителя со снятыми передними дверцами.

В этой системе меня особенно зацепил регулятор громкости. Эта вроде простая вещь здесь выполнена достаточно интересной. Практически во всех бытовых приборах используют простые потенциометры, но у нас другая история. Регулирование звука выполнено по ступенчатой схеме через щеточный многопозиционный (22-х если точнее) переключатель суммарным сопротивлением 30к Ом.

Акустическая система состояла из контрольного громкоговорителя 25А-3 и акустики зала - двух 30А-3. Последние содержат в себе низкочастотную часть с диапазоном 60-1000 Гц, собранную на динамиках 2А-9 с фазоинвертором. Высокочастотник работает в диапазоне 500-8000 Гц и собран на динамике 1А-13 в сочетании с рупором 5А-7.

Система 30А-3

Теперь самое интересное - время бегло пробежаться по схемотехнике усилителя. Всего в системе 10 ламп 4-х разных видов, два трансформатора и дроссель. Усилитель выполнен 4-х каскадным на едином шасси с кенотронами. Питание 110 вольт подается на два кенотрона для выпрямления тока. С этого же трансформатора снимаются напряжения на накал ламп. Первый каскад усиления выполнен обычным реостатным каскадом на лампе 6Ж7, тут же применена ООС для компенсации спада частотной характеристики на высоких частотах. Второй каскад тоже работает на лампе 6Ж7, но построен по схеме на сопротивлениях, причем все сетки кроме управляющей присоединены к аноду. В этом каскаде применена ООС по току. Предоконечный каскад работает по инверсной схеме с делителем в анодной сети. Это обеспечивает стабильность каскада при глубокой ООС и позволяет использовать независимое смещение в оконечном каскаде. Каскад имеет два плеча - первое (оно же "основное") построено на лампе 6Н7 с параллельно включенными триодами, второе - инвертирующее - использует первый триод 6Н7. Оконечный каскад построен сразу на четырех лучевых Г-807 по двухтактной схеме. Тут уже идет интересное! Выходная обмотка трансформатора разбита на 4 секции и каждая лампа оконечника включена на свою обмотку. Благодаря сложению магнитных полей секций первичной обмотки лампы не работая параллельно, дают тот же результат как и при включении двух ламп в каждом плече.

Электрическая схема усилителя.
Электрическая схема усилителя.
Электрическая схема усилителя.

Сейчас в поиске объявлений о продаже такого аппарата нет. Поэтому предлагаю считать его условно бесценным). Бонусом к статье видео работы этого усилителя. И тут же ссылка на канал, где таких видео еще несколько штук.

Ваши замечания, пожелания, критику и идеи для следующих статей пишите в комментарии. Это помогает развиваться каналу и мне лично. Заранее благодарен!

Больше ламповых усилителей!

"УМ-50А" +++ "УНЧ-3"+++ТУ-100м+++"Мария" с "Ритмом"+++90У-2 от "Украины"+++1У-45, он же УСУ-45+++1У-101