8918 subscribers

ДИАГНОСТИКА СХЕМЫ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТА

Использование воображения для диагностики схемы имеет следующие цели.
1. Определить и запустить схемы пациента.
2. Понять источники возникновения схем в детстве пациента.
3. Установить связь схем с текущими проблемами пациента.
4. Помочь пациенту испытать эмоции, связанные со схемами.
Мы начинаем с представления пациентам убедительного обоснования в пользу работы с воображением — это позволит им почувствовать свои схемы, понять источники происхождения схем в детстве и связать схемы с текущими проблемами.

Предоставив пациентам такое краткое обоснование, мы попросим их закрыть глаза и позволить образу появиться в их сознании. Мы просим их не навязывать себе образ, а позволить ему появиться самостоятельно. Как только пациенты видят какой-то образ, мы просим описать его нам вслух, используя предложения в настоящем времени.

Мы помогаем им сделать образ ярким и эмоционально реалистичным.
Следующее упражнение представляет собой, так сказать, введение в технику визуализации. Читатели могут попробовать выполнить это упражнение самостоятельно.

Оно основано на упражнении для групповых тренингов, которое мы изначально разработали для психотерапевтов, посещающих семинары по схема-терапии (Young, 1995).

1. Закройте глаза. Представьте себя в безопасном месте. Используйте визуальное изображение, а не слова или мысли. Пусть образ придет сам по себе. Обратите внимание на детали. Скажите мне, что вы представляете. Что вы чувствуете? Есть ли с вами кто-нибудь еще или вы один? Наслаждайтесь расслаблением, чувством безмятежности в вашем безопасном месте.
2. Продолжая держать глаза закрытыми, сотрите этот образ. Теперь представьте себя ребенком, рядом с одним из своих родителей, в неприятной для вас ситуации. Что вы видите? Где вы находитесь? Обратите внимание на детали. Сколько вам лет? Что происходит в образе, который вы видите?
3. Что вы чувствуете? О чем думаете? Что чувствует ваш родитель? О чем он думает?
4. Ведите диалог между вами и родителем. Что вы говорите? Что говорит родитель? (Продолжайте, пока диалог не придет к естественному завершению.)
5. Подумайте, какие изменения вы хотели бы увидеть в своем родителе в этой визуализации, даже если это кажется невозможным. Например, вы хотите, чтобы родитель давал вам больше свободы? Больше любви? Больше понимания? Больше признания? Был менее критичен? Был лучшим примером для подражания? Теперь скажите своему родителю — словами ребенка, — какие вы хотели бы видеть изменения в нем.
6. Как реагирует родитель? Что дальше происходит в образе? Удерживайте образ до конца этой сцены. Как вы себя чувствуете в конце сцены?

Диагностика схемы и информирование пациента

7. По-прежнему не открывайте глаза. Теперь усильте чувство, которое испытываете в этом образе. Сделайте эмоцию сильнее. Теперь, удерживая эмоции в своем теле, сотрите образ себя как ребенка и представьте ситуацию в вашей текущей жизни, в которой вы испытываете такое же или подобное чувство. Не пытайтесь его форсировать; пусть он придет сам по себе. Что происходит с образом? О чем вы думаете? Что вы чувствуете? Скажите вслух. Если на воображаемой картинке есть кто-то еще, скажите ему, какие перемены в нем вы хотели бы видеть. Как реагирует этот человек?
8. Сотрите этот образ и вернитесь в свое безопасное место. Наслаждайтесь чувством расслабленности и спокойствия. Откройте глаза.

Диагностика с помощью воображения, которую мы проводим с пациентами, похожа на это упражнение. Мы начинаем визуализацию с безопасного места и им же заканчиваем. Мы просим пациентов представить отдельные образы неприятных ситуаций из детства с каждым из родителей и с любыми другими значимыми фигурами из
их детства или подросткового возраста. Затем мы объясняем пациентам, как говорить с людьми из этих образов, как выражать свои мысли, чувства и желания. Затем мы просим пациентов переключиться на образ из их нынешней жизни, который ощущается так же, как ситуация в детстве. Пациенты снова проводят диалог — на этот раз с персонажем из своей взрослой жизни, — проговаривая вслух, что они думают, чувствуют и чего хотят от него. Мы повторяем этот процесс до тех пор, пока не охватим все значимые в детстве моменты, которые внесли свой вклад в формирование схем пациента.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ – ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ

ДИАГНОСТИКА СХЕМЫ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТА