«Сталкер» Тарковского: что нужно знать о шедевре

19 August

Одна из самых таинственных и масштабных лент советского кинематографа – «Сталкер» Андрея Тарковского, снятая по произведению братьев Стругацких «Пикник на обочине» Вспомним, как снимался этот легендарный фильм.

Андрей Тарковский. Фото с сайта https://dailapky.ru/
Андрей Тарковский. Фото с сайта https://dailapky.ru/

От «Зеркала» к «Сталкеру»

Режиссер заинтересовался новой книгой Стругацких еще в 1973 году, работая над уже ставшей классической картиной «Зеркало». В то же время мастер собирался экранизировать «Идиота» Достоевского и «Смерть Ивана Ильича» Толстого. Но Стругацкие все же победили, и в 1975 году великий режиссер приступил к работе над фильмом.

Тернистый путь к совершенству

Сценарий продвигался с трудом. Его второй вариант назывался «Машина желаний».

Тарковский не был доволен этой версией – говорил, что сюжет необходимо «ускучнить», признавался, что этот труд его изматывает. А Борис Стругацкий радовался, что им с братом повезло работать с гением.

Братья Стругацкие. Фото с сайта https://litcult.ru/
Братья Стругацкие. Фото с сайта https://litcult.ru/

Кстати, произведения братьев-писателей считались неэкранизируемыми. Но Тарковский решил довести дело до конца.

Свои люди

Актеров на главные роли подобрали осенью 1976 года. Это была слаженная команда хорошо знакомых режиссеру профессионалов, которые уже работали с Тарковским: Анатолий Солоницын, Эдуард Артемьев, Николай Гринько и другие.

Анатолий Солоницын. Фото с сайта https://pinterest.ru/
Анатолий Солоницын. Фото с сайта https://pinterest.ru/
Эдуард Артемьев. Фото с сайта https://prajt.livejournal.com/
Анатолий Солоницын. Фото с сайта https://pinterest.ru/
Николай Гринько. Фото с сайта https://s30022462842.mirtesen.ru/
Анатолий Солоницын. Фото с сайта https://pinterest.ru/

Смена натуры

Предполагалось, что производство ленты начнется уже в 1977 году. Однако вмешалось провидение: в районе Исфары, что в Таджикистане, где планировалось снимать фильм, произошло землетрясение, поэтому пришлось срочно искать другое подходящее место для съемок. В итоге они состоялись в Эстонии на речке Ягале, неподалеку от разрушенной электростанции.

Кадр из фильма "Сталкер". Фото с сайта https://vokrug.tv/
Кадр из фильма "Сталкер". Фото с сайта https://vokrug.tv/

Трудный характер

Команда признавалась, что работать с Тарковским было крайне сложно – его постоянно что-то не устраивало. Над сценой продолжительностью пару секунд бились несколько дней.

Не устраивала Андрея Арсеньевича даже трава на лужайке: чтобы добиться идеального зеленого цвета, каждую «неправильную» травинку удаляли поштучно.

Утраченный шедевр

Картину снимали на раритетной во времена СССР пленке Kodak. Трагедия разыгралась 9 августа 1977 года, когда километры отснятого материала были уничтожены на «Мосфильме».

Что именно тогда произошло, по сей день точно не знает никто. Одна из версий гласит: режиссер сам уничтожил неугодный материал, чтобы его переделать.

С третьей попытки

Тарковский менял операторов, сценарий, забраковывал материал, чем довел Стругацких до отчаяния, а себя – до инфаркта. Однако в 1978 году лента все-таки состоялась: картину отсняли заново уже с третьей по счету группой. Спасительным стал персонаж юродивого Сталкера.

Не только Эстония

Съемки проходили не только на «мертвой» реке в Эстонии, но также в окрестностях Санкт-Петербурга и в Москве. В финальные кадры ленты попала ТЭЦ-20.

ТЭЦ-20 Москва, кадр из фильма. Фото с сайта  https://pastvu.com/
ТЭЦ-20 Москва, кадр из фильма. Фото с сайта https://pastvu.com/

Показ и судьба гениального творения

В прокат лента вышла не сразу, но, в отличие от многих других многострадальных картин того времени, практически избежала цензуры.

Первый закрытый показ «Сталкера» прошел 25.05.1979 года на «Мосфильме». А премьера фильма прошла через год в «Мире», что на Цветном бульваре.

Надо сказать, что соотечественники поняли и приняли ленту Тарковского не сразу: первые отзывы в СМИ стали появляться лишь после показа шедевра в Каннах.

Последний в СССР

«Сталкер» – последняя работа Тарковского в Союзе: после этой ленты режиссер работал за рубежом.

Гения не стало в 1986 году. Рано покинули этот мир и многие члены съемочной группы: в пожаре погибла монтажер Людмила Фейгинова, в 1982 году скончался Анатолий Солоницын, в 1991 – Аркадий Стругацкий, а в 1995 – Александр Кайдановский.

Так создавалась великая картина, ставшая для многих роковой.