С каким уровнем записывать кассеты?

13.07.2018

Не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Все дело в том, что разные деки имеют разный "нулевой" уровень (тот, что отмечен как 0dB на индикаторе). А еще у разных индикаторов разная динамика – стрелочные индикаторы ранних дек медленные и не могут ловить пики, а электронные индикаторы на большинстве дек пост 80-х быстрые и четко их показывают.

Таким образом на деках со стрелочными индикаторами выходить за нулевую отметку не разумно, тогда как пользуясь электронным индикатором вы достаточно точно можете добраться до предельного уровня записи отдельно взятой ленты.

А еще кассеты сами по себе довольно сильно различаются лентой. Какие-то не выдерживают уровень выше 0 дБ DIN (250 нвб/м), другие могут поджариваться до +10 дБ DIN с тем же уровнем искажений в 3%.

Но давайте вернемся к нулевой отметке. 0dB на вашем индикаторе может соответствовать одному из трех эталонных значений:

1. 0VU или 160 нВб/м DIN – старый стандарт Philips. Многие деки Pioneer используют его в качестве точки 0dB, на некоторых деках отметка называется 0VU. На таких деках значок долби стоит на отметке +3 дБ.

2. 0dB DIN Reference или 250 нВб/м, эквивалентный +4 дБ шкалы 0VU. Большинство дек Sony используют этот стандарт, например. Значок долби на отметке -1 дБ.

3. Dolby или 200 нВб/м, эквивалентный +2.8 дБ в шкале 0VU, -1.2 дБ в шкале DIN Reference. Все деки Nakamichi размечены этой шкалой.

Известным исключением являются некоторые профессиональные устройства вроде Tascam 122. У них стрелочные индикаторы, но 0 дБ может быть установлен по любому из вышеприведенных стандартов. Например у Tascam 122 MKIII значение 0 дБ установлено по стандарту DIN Reference.

Еще одна часть проблемы – сама музыка. Кассетная лента (за исключением лент Metal) очень легко перегружается на высоких частотах выше 8-10 кГц. К счастью, на большинстве музыки в этом диапазоне не так много энергии, но для некоторой музыки, где эта часть частотного спектра насыщена, максимальный уровень записи будет определяться по началу перегрузки и в целом окажется ниже обычного.

Последняя капля – некоторые кассетные деки, например многие поздние Technics (серии BX и некоторые серии B), Denon DRM 800, Tascam 122 MKIII и немало других демонстрируют неважную борьбу с искажениями в усилителе записи задолго до точки перегрузки на многих хороших лентах, особенно IV типа и даже II типа. В этом случае также приходится снижать уровень записи пока не будет слышно очевидных искажений на пиках в записи.

Во время установки уровня записи нужно принимать во внимание все эти варианты. Для прикидки вы можете воспользоваться измерениями более 100 различных кассет, проведенными Алексеем Никитиным. Если вы взглянете на графики, то точка -30 дБ (3% искажений) даст вам представление о максимальном уровне, который эта лента способна записать.

При подготовке материала использовались посты Алексея Никитина (того самого, автора знаменитого фонокорректора Creek Labs) с форума Tapeheads.

Подписывайтесь и ставьте лайк, это лучшая благодарность автору. Дальше будет еще интереснее! Напишите мне что вы думаете и о чем бы вам хотелось почитать на iamhearr@ya.ru