Самые ходовые

У нас было 2 колонки, пара наушников, усилители, старая дека, целое множество хромовых кассет всех сортов и расцветок, компьютер, а так же кабели, жидкости для протирки головок и прижимных роликов, лист бумаги, ручка и свободные уши. Не то чтобы это был необходимый запас для эксперимента, но если начал собирать д̶у̶р̶ь̶ кассеты, то становится трудно остановиться.

Единственное, что вызывало у меня опасение – это уровень записи. Ничто в мире не бывает более беспомощным, безответственным и порочным, чем плохо записанные кассеты...

Итак, кассеты хром, среднего и верхнего уровня – самый оптимальный вариант для записи. С одной стороны, они не так дороги как кассеты Metal, с другой – обеспечивают высокое качество близкое к IV типу, а иногда и не уступая ему. Кроме того, в продаже хром встречается куда чаще и на них проще найти выгодные предложения.

Я собрал 13 кассет разных марок, все они были запечатаны до момента этого эксперимента. Основным критерием отбора кассет была доступность их на рынке, однако, в список попали несколько редких моделей, чтобы наглядно показать – стоят-ли они этих денег и поисков.

Как все происходило

Источником фонограмм служил проигрыватель Audirvana+ запущенный на Macbook Pro Retina, цифровой поток с которого по оптическому кабелю подавалсяся на вход ЦАП, а оттуда с линейного выхода на деку Pioneer CT-A9D.

Все кассеты поочередно калибровались в автоматическом режиме Peak Bias (режим, при котором дека создает оптимальные настройки, стараясь выровнять кривую), записывались музыкой разных жанров в форматах WAV, FLAC, DSF, качеством не ниже 24/44.1, прослушивались в наушниках и через колонки.

Во время прослушивания я отмечал для себя общий характер подачи звучания и тембральный баланс. Также субъективно оценивалось качество корпуса – насколько он сбитый и шумный при перемотке.

Цены на кассеты указаны с американского сегмента площадки ebay.com.

Все кассеты после вскрытия упаковок были перемотаны до конца в обе стороны. Все за исключением Basf калибровались без проблем.
Из-за большого количества кассет пришлось делать перерывы и разделить эксперимент на 4 этапа, так как я переставал адекватно воспринимать разницу между кассетами. Из-за этого дополнительно пришлось дважды все перепроверить.
Но все равно при чтении имейте в виду, что все результаты получены в моих индивидуальных условиях и зафиксированны субъективно, без точных измерений. На вашей технике результаты могут отличаться.

Sony UX 90 (1992-1994)

Распространенная кассета. Средняя цена её на ebay $8. Корпус на винтах, с большим окном, неплохой, но не очень тихий. Кассета в хромовой линейке Sony начальная и звучит она немного слабее соперников, но в целом достойно. Она заметно лучше красно-золотого Maxell UDS-II (в сравнении не участвует).

Почерк этой кассеты – светлый звук, особенно это заметно на спокойной и тихой музыке. Недаром на упаковке написано For High Energy Music – на динамичных вещах этот эффект минимизируется и лента звучит ближе к оригиналу.

Не бойтесь задирать уровень записи на этой кассете – UX умеет держать пики до +9 дБ без слышимых искажений.

Корпус: ***

Оптимальный УЗ: +6-7 дБ

Звучание: светлое

НЧ 0 СЧ +2 ВЧ +2

Самая заурядная по звучанию, но не самая дешевая. Вот что значит сила бренда.

TDK SA 90 (1992-1995)

Очень распространенная, средняя цена $7. Даром что у этой кассеты клееный корпус без винтов, он настолько тихий, насколько могут быть лучшие образцы кассетостроения. При перемотке SA вообще не производит ни какого шума – великолепно!

Звучание нейтральное, лишь едва подчеркнут верхний регистр. Лента переваривает любую музыку без проблем.

Уровень записи до +6 дБ, не больше. Дальше слышны искажения, не стоит "поджаривать" эту кассету, благо она не сильно шумная.

Корпус *****

Оптимальный УЗ до +6 дБ

Звучание нейтральное

НЧ 0 СЧ +1 ВЧ +1

Невероятно тихий корпус для кассеты этого сегмента.

Maxell XLII Black Magnetite (1992-1996)

Очень распространенная кассета, обычно просят за нее $8. Красивый стильный корпус на винтах немного шумноват, но ощущается сбитым и приятен в руках.

Звучание слегка на светлой стороне. Но в отличие от Sony UX это выражается более деликатно.

Лента умеет держать высокий уровень записи, не бойтесь немного поднимать его.

Корпус ***

Оптимальный УЗ +7 дБ

Звучание едва светлее

НЧ 0 СЧ +1 ВЧ +2

Хорошая кассета, но не более. Особенно на фоне цены старшей модели XLII-S.

BASF Chromdioxid Super II 90 (1984)

Не слишком распространенная и самая старая кассета, цена на ebay в районе $22. Один из самых шумных, но стильных и навороченных корпусов в этом сегменте – отделка под брашированный алюминий, крупные плоские винты с прямым шлицем, наклейка на зернистой бумаге, лентоукладчики. Ммм, красота!

Звучание у кассеты V-образное, звук эффектный, жирный, динамичный, в нем больше драмы. Прекрасный вариант для живых концертов.

Обратная сторона этого – сложная для деки лента. Она не любит высокий уровень записи и уже на +6 дБ слышны искажения. У меня кассета калибруется с 4-5 попытки. Чтобы откалиброваться нужно найти место ближе к середине и там уже вероятность успеха выше. А в режиме без калибровки звук совершенно не впечатляет.

Корпус ****

Оптимальный УЗ до +5 дБ

Звучание яркое

НЧ +2 СЧ 0 ВЧ +1

Сложная во всех смыслах кассета. Но иногда незаменимая.

Sony ES II 90 (1991)

Редкая кассета, средняя цена около $20. Один из самых классных корпусов ever. Светло-серый, с дополнительным узким окном. Анти-вибрационный механизм, похоже, действительно работает. Корпус очень тихий. Жаль только, что не на винтах.

Звучание кассеты скорее нейтральное, но слегка прибавляет динамики. Как BASF, но куда более деликатно. Щепотка эффектности в звучании.

Лента умеет держать высокий уровень записи вплоть до +9 дБ в пиках.

Корпус *****

Оптимальный УЗ +7 дБ

Звучание нейтральное

НЧ +1 СЧ 0 ВЧ +1

Стильная и высококачественная, без оговорок. Настоящий ES!

Sony UX-S 90 (1999-2001)

Одна из самых поздних кассет. Красивый, но ужасно шумный и явно дешевый клееный (или, может быть, паяный?) корпус. Худший корпус из всех протестированных.

Но звучание очень хорошее. Звук абсолютно нейтральный с хорошей проработкой середины диапазона.

Лента не боится высокого уровня записи и спокойно держит пики +10 дБ.

Корпус **

Оптимальный УЗ +8 дБ

Звучание нейтральное

НЧ 0 СЧ +1 ВЧ 0

Вот что значит закат индустрии – ленту еще делать не разучились, но на корпусах уже экономили во всю.

Maxell XLII-S 100 Black Magnetite (1992-1996)

Очень распространенная, средняя цена около $9. Прекрасный тихий и устойчивый к высоким температурам корпус HR-HR. На винтах. Он хоть и похож на корпус XLII, но на деле это совсем другой уровень качества и материалов. Piece of Art!

Звучание этой кассеты такое, что ее не слышно вообще. Абсолютно нейтральная и достоверная подача любого материала без какого-либо окрашивания в принципе. Просто Супер! С большой буквы!

Лента, однако, не терпит "поджаривания" и выдает искажения на +8 дБ.

Корпус *****

Оптимальный УЗ +6 дБ

Звучание абсолютно нейтральное

НЧ 0 СЧ 0 ВЧ 0

Даже держать в руках эту кассету уже удовольствие.

TDK SA-X 100 (1992-1995)

Тоже очень распространенная, средняя цена около $11. Может быть не такой стильный, как Maxell, но тоже очень высококачественный и абсолютно тихий корпус на винтах.

Звучание абсолютно нейтральное, отлично звучит любая музыка. Иногда едва-едва заметны подчеркнутые высокие.

Лента умеет держать высокий уровень записи, в пиках +10 дБ появляются искажения.

Корпус *****

Оптимальный УЗ +8 дБ

Звучание нейтральное

НЧ 0 СЧ 0 ВЧ +1

Triad CD-II 76 (1988)

Попадаются, но не часто. Цена в районе $15. Хороший малошумный и эффектный корпус Delta на винтах, но не настолько тихий как лучшие представители.

Звучание динамичное и эффектное, но при этом прозрачное. Прекрасно подходит для электронной музыки.

Лента metal particle умеет держать очень высокий уровень записи. Звук не "валится" до +10 дБ!

Корпус ****

Оптимальный УЗ +10 дБ

Звучание динамичное

НЧ +1 СЧ 0 ВЧ +1

Не самые лучшие кассеты в тесте, но которые я стараюсь покупать при любой возможности. Настолько они мне нравятся по звуку.

Triad EM-X 90 (1986-1987)

Очень редкая, если попадается дешевле $20, берите не думая. Абсолютно тот же корпус Delta что и у CD-II только с другой раскраской.

Несмотря на то, что это одна из самых старых кассет в тесте, звучит она на самом высоком уровне. Подача открытая и абсолютно нейтральная. Порой кажется, что слегка подчеркнуты высокие, но это замечаешь только на некоторых треках.

Лента, если не ошибаюсь, самый первый "металлизированный" хром. Который совсем не вышел комом. Прекраснейшая кассета! И умеет держать крайне высокий уровень записи.

Корпус ****

Оптимальный УЗ +10 дБ

Звучание нейтральное

НЧ 0 СЧ 0 ВЧ +1

Можно было бы считать эти кассеты победителями, если бы не их редкость, требовательность к аппаратуре и цена.

Fuji ZII 90 (1995-1997)

Попадаются довольно часто, в среднем можно взять не дороже $8. Кассета с бесхитростным по дизайну, но тихим и качественным корпусом на винтах и необычным "глухим" черным подкассетником, куда кассета вставляется лентой наружу. Спорное решение.

Отличается прекрасным сбалансированным и нейтральным звучанием. Проглатывает любую музыку.

Лента умеет держать высокий уровень записи.

Корпус ****

Оптимальный УЗ +10 дБ

Звучание нейтральное

НЧ 0 СЧ +1 ВЧ 0

Прекрасная и недорогая кассета, которой все портит подкассетник.

That's CD MH 76 Delta (1989-1990)

Попадаются не часто, но очень недооценены на ebay – их можно купить за $10. Ранняя версия CD MH. Очень стильная и высококачественная кассета. Все тот же эффектный корпус Delta, но выполненный из более качественных материалов, чем у CD II или EM-X. Эффектные черные катушки с красными замками. Но не такая тихая как TDK или XLII-S.

Звучание открытое, почти нейтральное, но подача чуть более динамичная по сравнению с источником (за что я отчасти и люблю эту марку). Кассета звучит с одной стороны тонко попадая в "нейтральную полосу", но при этом делая звучание чуть более эффектным.

Лента metal particle традиционно умеет держать высокий уровень записи.

Корпус ****

Оптимальный УЗ +9 дБ

Звучание динамичное

НЧ +1 СЧ 0 ВЧ 0

Считаю, что эти кассеты должны стоить в 2 раза дороже, настолько они крутые.

That's CD/MH 60 Suono (1990-1992)

Попадаются, но не часто. Цены около $14. Самая последняя топовая хромовая кассета That's. По идее это должна быть та же кассета CD MH, но в новом корпусе Suono, разработанным самим Джуджаро. Корпус качественный и чуть более тихий, чем Delta, но по бесшумности до уровня лучших по прежнему чуть-чуть не дотягивает. Стильные красные катушки.

Звучание этой кассеты вообще не вызывает вопросов как и XLII-S. Нейтральная и открытая подача. Придраться не к чему.

Лента может держать чуть более высокий уровень, чем ее родственница в корпусе Delta. Звук не "валится" до +10 дБ.

Корпус ****

Оптимальный УЗ +10 дБ

Звучание нейтральное/динамичное

НЧ 0 СЧ 0 ВЧ 0

Могла бы стать победителем, если бы стоила дешевле и имела чуть более тихий корпус.

Итоги

Я не хочу делать выводы за вас по той причине, что нам всем нравится разное звучание. Лично мне нравится большинство из этих кассет, каждая из них по своему хороша. Но для себя я выделил абсолютным победителем Maxell XLII-S. Эти кассеты в моей системе координат абсолютно нейтральны в звучании, что делает их универсальными и беспроблемными в использовании, у них очень качественный корпус, приятное оформление и крайне низкая цена на ebay – они на каждом углу практически за копейки.

Подписывайтесь и ставьте лайк, это лучшая благодарность автору. Дальше будет еще интереснее! Напишите мне что вы думаете и о чем бы вам хотелось почитать на iamhearr@ya.ru