Слушать нельзя ремастировать

6 March 2018

Что делать, если ты уже постарел, но все еще хочешь впечатлять молоденьких девиц? Обвисший пивной эйрбэг и концертная футболка под косухой конечно намекает на большой рок-н-рольный жизненный опыт, но...

Слушать нельзя ремастировать

Вот, например, Роберт Плант примерил на свои старые издания свежие наряды ремастеров на 180-граммовых пластинках и новехонькой полиграфии. Но нужно ли это все 40-летним альбомам когда старых изданий хоть пруд пруди?  Думаю, не помешает все их с̶т̶р̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶в̶ ̶к̶р̶о̶в̶а̶в̶о̶й̶ ̶б̶а̶н̶е̶ оценить в сравнении.

Слушать нельзя ремастировать

Мир не без добрых людей. Чтобы устроить к̶р̶о̶в̶а̶в̶у̶ю̶ ̶б̶а̶н̶ю̶ ненавязчивое прослушивание мне дали погонять три новых ремастеринговых пластинки – III, IV и Physical Graffiti. С чем будем их сравнивать? Давеча я немного закупился старыми прессами. III сравним с ранним голландским прессом на сливовых лейблах и бонусом (раз уж есть) с японским переизданием 1981 года. IV со вторым английским прессом и Physical Graffiti с первым английским прессом.

Слушать нельзя ремастировать

Свежие издания Джими Пейджа выглядят достойно – отличная бумага конвертов, минимум отступлений от оригиналов в оформлении. Явно пытаются быть, что называется, «тру». Внутри – толстые (и не гнутые) 180-граммовые пластинки с тихой массой изданные в Германии.  Рай перфекциониста? Ну почти.

Слушать нельзя ремастировать

Я могу лишь придраться к уменьшенному разрешению картинок на обложках III и IV да к низкому качеству изображения яблок у Physical Graffiti.

Слушать нельзя ремастировать

Я попробовал (чтобы убедиться в победителе наверняка) послушать пластинки на разных головах: винтажной «роковой» ММ голове Technics EPC 205C-II L и на современной MC с низким выходом ZYX R-100 Fuji. Хорошая возможность на одних и тех же композициях посмотреть как поведут себя современные пластинки под старым эллипсом и старые пластинки под современной суперзаточкой Micro-Ridge 2.

Слушать нельзя ремастировать

Что касается общего характера звучания пластинок, то он одинаково проявился и под старой иглой и под современной. Старые пластинки одинаково хорошо себя вели под обеими иглами (я предпочел звук на старой ММ голове – он более правильный для такой музыки на мой вкус), а современные пластинки лучше показали себя на современной голове. Техниксовский эллипс, как мне кажется, не всё сумел достать из канавок новых пластинок. Поэтому новым пластинкам – современную голову. Но по большому счету это мои субъективные предпочтения и на выявление победителя голова все-таки не повлияла.

III

Ремастер

Голландский пресс

Японский репресс 1981 

Слушать нельзя ремастировать

Ремастер радует хорошим тональным балансом – здесь есть жир, есть панч, есть шелковые, бархатные высокие, которые рассыпаются перед тобой мягким золотистым звуком.

Слушать нельзя ремастировать

Местами тебе показывают современное высокое разрешение – на Friends ты в начале получаешь перелив струн Пейджа прямо под увеличительным стеклом и ни одна струна не сделает лишнего звука.

Слушать нельзя ремастировать

В целом картина, которую ты получаешь – это гладкое ровное полотно без единой шероховатости, ремастер не позволит себе ничего, что бы вышло за рамки приличия. Звучание почти не выходит дальше, чем фронтальная линия твоих колонок. А Пейдж еще на пару метров глубже. Ты словно за стеклом в вип-ложе, максимально изолирован от всей этой грязи и непотребств бесовской рок-музыки.

Слушать нельзя ремастировать

Старый голландец не стесняется – все бешенство вырывается и летит на тебя из колонок на метры вперед. Вместе со всей грязью и резкими вспышками громкости. На тебя буквально брызжет слюна Планта и Пейдж вот-вот размажет тебе лицо грифом своего Лес Пола.

Слушать нельзя ремастировать

Нойза столько, что порой какая-нибудь часть твоего дела нет-нет да дернется от внезапной пощечины. Нервца. Музыканты не спускают с тебя глаз, а Плант буквально дышит тебе в лицо. Все очень прозрачно и жирно. И грязно. И нервно. Все, что мы так любим. Какой замечательный пресс!

Слушать нельзя ремастировать

Японец в сравнении обескуражил. Они словно поместили музыкантов в холодную пустую комнату. И хаотично навыкручивали ручек. Ударные худосочные и холодные, но бас-гитара местами встречается жирная. Странный звук.

Слушать нельзя ремастировать

Там, где на оригинале ты слышишь тяжелый жирный низкочастотный гул на японце слышится только унылое «у-у-у». Вот средние не подкачали – голос и музыка перед тобой, хорошая прозрачность как в оригинале, но в саунде нет мяса, а высокие, напротив, рассыпаются на тебя сотнями сюрикэнов. Они очень звонкие, их много и они ранят. В общем, очень холодно звучит, не захватывает. Я был очень удивлен такому звучанию – у меня есть IV японец и он превосходен.  Оказывается, не все японцы одинаково полезны.

Слушать нельзя ремастировать

Что я хочу сказать про ремастеринг  – он отличный, но он не улучшил оригинал. Пейдж снизил атаку и звук стал более контролируемым, «причесанным». При этом пропало ощущение близости с музыкантами. Это, наверное, во многом не плохо, но не всем придется по вкусу. Видимо записи тоже имеют право взрослеть – ведь те люди, что под пивом ходили на концерты ЛЗ сейчас едва-ли готовы надрывать животы среди толкающихся подростков и чрезмерно гудящей акустики. Уж лучше попивать пиво в партере, сидя в кресле с бордовой велюровой обивкой.  А если вы все еще молодитесь и вас не пугает вся эта 40-летняя грязь и нервца, то вам дорога за старым прессом. Он более дикий.

IV

Ремастер

Второй английский пресс

Слушать нельзя ремастировать

В целом здесь разница уже не такая большая, но все же она есть – у ремастера общий характер также более ровный, но уже не настолько как в «III».

Слушать нельзя ремастировать

Дистанция с оригиналом катастрофически мала – и нервца уже есть, и Плант гораздо ближе к тебе, но все еще не настолько, чтобы у тебя внезапно дрогнула бровь. Пейдж близко, но уже не в силах нанести вам увечья своей гитарой. И общее ощущение воздуха не такое, как в оригинале.

Слушать нельзя ремастировать

По большому счету я придираюсь и разница стремится к нулю. Это все уже совсем едва уловимо, но если сразу ставишь оригинал – слышишь, что звук стал чуть более открытый, чуть более живой и в конечном итоге ты находишься ближе к музыкантам.  Пресс от Porky не может звучать плохо.

Слушать нельзя ремастировать

Physical Graffiti 

Ремастер

Первый английский пресс

Слушать нельзя ремастировать

Не знаю чем руководствовался Пейдж делая эти ремастеры, но то, что он сделал с Physical Graffiti меня просто сразило наповал. Это очень, очень талантливый ремастер – пластинка заметно превосходит оригинал по звучанию.

Слушать нельзя ремастировать

То, как вовлекает тебя новый звук – это, ребята, настоящий кайф! Ты постоянно качаешь головой в такт музыке, притопываешь ногой и все такое.

Слушать нельзя ремастировать

Здесь, что называется, сняли пелену с оригинала. Где нужно там добавилось панча, где-то высокие стали чуть интересней очерчены, общий характер звучания стал немного теплее и сочнее, как мне показалось.  Увеличилось общее разрешение и отсюда ощущение прозрачности и воздуха. Хочется слушать и слушать. А вот оригинал после ремастера звучит на удивление сухо и безжизненно. Удивительная вещь!

Слушать нельзя ремастировать

Если не придираться, то и у ремастеров и у старых пластинок (за исключением бездарного японца) прекрасный звук.

Слушать нельзя ремастировать

Новые пластинки чуть более чисто и мягко звучат и выглядят на все 100. Старые являются частью истории. Что в итоге вы будете слушать решать только вам. Я останусь со старыми, но ремастер Physical Graffiti при случае куплю.