Винил против цифры

4 March 2019
14k full reads
20k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 69% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

В последнее время я был на взводе от войны миров винила и цифры в комментариях и решил в̶с̶ё̶ ̶у̶с̶у̶г̶у̶б̶и̶т̶ь̶ запилить небольшую битву. Всё это, как обычно, не репрезентативное и крайне субъективное ненаучное исследование вопроса «что лучше звучит?» Винил, компакт диск или цифровой файл? Приготовьтесь, ниже вас ждет пафос, откровение и все закончится драмой. OMFG.

УОРНИНГ. Не считайте меня палатой мер и весов и последней инстанцией пожалуйста. Все написанное ниже очень субъективно и отражает лишь то, как я услышал все внутри своей системы со всеми её недостатками.

Любите ли вы абстрактное искусство так, как люблю его я? Джексон Поллок, например? Как он вам? Гений или шарлатан? М̶н̶е̶ ̶к̶р̶а̶й̶н̶е̶ ̶и̶н̶т̶е̶р̶е̶с̶н̶о̶ ̶в̶а̶ш̶е̶ ̶м̶н̶е̶н̶и̶е̶ Ведь у меня в руках н̶о̶в̶ы̶й̶ последний альбом Radiohead – A Moon Shaped Pool в великолепной оболочке специального издания, с дизайном вдохновленным шеллачными пластинками. Оно несет в своем чреве абстракции Стэнли Донвуда на 32 страницах и опечатано мастер-лентой одного из предыдущих альбомов Radiohead.

Теперь со мной все хорошо – за два года я уже вытравил из себя желание отнести куда-нить этот кусок ленты и узнать что же на нем записано. тем более, что один прекрасный парень из Техаса все сделал за меня:

Критики очень хвалили альбом, а Rolling Stone назвал его «неотвязно запоминающимся, ошеломительным триумфом… самым эффектным и безутешным из альбомов группы» (что бы это не значило), а это специальное издание возглавило чарты продаж винила как только вышло.

Кроме оформления неземной красоты, внутри лежит две толстых аудиофильских 180-граммовых виниловых пластинки и два компакт-диска. На Discogs на этот пресс есть несколько нареканий, однако я везучий сукин сын и никаких имперфекций на моих пластинках нет.

Итак, я решаю выяснить что будет звучать лучше: винил, компакт-диск или цифровая версия в WAV, которую мне любезно выдал waste, когда я делал предзаказ на это издание.

Cетап
Предусилитель Parasound P5 -> балансный кабель Wireworld -> усилитель мощности Parasound A23 -> акустический кабель Analysis Plus -> колонки Dynaudio Excite X36
CD-проигрыватель Pioneer PD-9010X, японская версия на 100В.
Виниловый проигрыватель Micro Seiki RX-1500, тонарм MA-505, головка звукоснимателя ZYX R100 FXL Fuji -> кабель для тонарма Ortofon 6NX-TSW 1010 L -> фонокорректор Luxman E-200
Цифровой плеер Audirvana+ на Macbook Pro Retina 15 -> оптический кабель no name -> ЦАП Parasound P5

Итак, начнем с компакт-диска. Это отлично записанная пластинка. Звук богатый, эмоциональный и объемный (таким его воспроизводит мой старичок Pioneer PD-9010X). Очень приятно слушается, можно на репите пару кругов дать без малейшей усталости от звука.

Ввод в соревнование цифровых файлов не изменил ровным счетом ни чего. WAV звучит ровно так же как и CD.

Tidal это чтобы по красоте. Вы же любите красивые интерфейсы как и я.
Tidal это чтобы по красоте. Вы же любите красивые интерфейсы как и я.
Tidal это чтобы по красоте. Вы же любите красивые интерфейсы как и я.

Винил. Эмм... Первое прослушивание не дало плодов. Винил звучал предательски копируя звук предыдущих участников соревнования. Ну то есть качество практически неотличимо – одинаковый тональный баланс, слышимый объем инструментов, отсутствие сибилянтов и уровень детализации.

Но я не успокоился и спустя 5 часов пошел настраивать вертушку. Проверка положения плинта по уровню, установка головы по шаблону, азимут, VTA ровно под пластинку, канонический для этого картриджа VTF...

Затем новое прослушивание через колонки и через две пары наушников, подключаемых через три разных усилителя: встроенный выход на наушники предусилителя, внешний усилитель Schiit Magni 3 и выход на наушники с кассетной деки Pioneer CT-A9D (он очень крутой по звуку, на голову выше того, что в предусилителе).

И знаете что? Да почти ничего. Но «почти» подразумевает какую-то разницу, верно? И вот что я вам скажу – при включении в голове paranoid mode разницу уловить можно. Но это такое...

При сравнении WAV и CD заметна особенность моего винтажного CD-проигрывателя слегка терять детализацию на верхах. Но чтобы это различие уловить нужно очень постараться. Нужно замереть, не дышать и вслушиваться в ту пугающую бездну мрака, которую изливает на тебя вечно тоскующий Том Йорк. Но в целом можно сказать, что они звучат на 99,9% идентично. Вот такая разница, мде.

При сравнении винила с цифрой (с любой из них) обнаруживается, что цифра звучит слегка темнее, у винила немного меньше «жирка» в звуке, но середина, вокал звучит чуть ближе и воздушнее.

Угловые погрешности ближе к центру диска? Потеря высоких частот до 8 кГц? ЧТОА? П̶о̶л̶н̶а̶я̶ ̶х̶е̶р̶.. Не, не слышал. Субъективно винил и цифра звучат на 99% идентично. Количество и качество передачи обертонов, разделение инструментов, панорама, динамический диапазон, все, считай, идентично.

Да, не могу сказать, что современный винил кладет на лопатки цифру, но и совершенно точно не могу сказать обратного. Страшная правда в том, что на слух разницы, считай, нет и в слепом тесте я никогда не отличу что звучит. Всё подается одинаково хорошо и выбирая любой формат вы совершенно точно не ошибетесь.

У меня отличная веселая страница в Facebook где такое, чего тут не увидишь. Подписывайтесь и ставьте аналоговый лайк ;)

Еще почитать про винил

Почему современный винил это хорошо // 10 причин покупать винил // Битва прессов: американец против француза // Как сегодня собрать все первопрессы «Led Zeppelin» //Какой виниловый проигрыватель купить?// Самое честное сравнение вертушки и кассетной деки // Как я украл пластинку у Эшкрофта //Вертушка, дека или цифра? // История легендарной Micro Seiki //Дешевые пластинки с отличным звуком // Прямиком из лихих 90-х //Сравниваем два пресса The Wall // Сравниваем три пресса Led Zeppelin IV // Оригиналы LZ против новоделов // Обзор Massive Attack Heligoland