Зачем в XXI веке кассетная дека?

18.04.2018

Сегодня поговорим о странном. О кассетных деках. В какой-то момент все о них позабыли как о страшном сне, но сегодня мы видим, что они возвращаются. Раньше у большинства из нас были довольно посредственные балалайки, ну в лучшем случае начальные деки, на которых можно было добиться качественного звука очень условно.

Кассеты переписывались с кассет, или, в лучшем случае, в студии звукозаписи с неизвестным качеством исходников. Кассеты были в основном дешевые первого или второго типа. И когда пришел компакт диск со своим стерильным звучанием и непревзойденным удобством, то все это быстро потерпело крах. Так зачем все это затевать снова???

Все дело в том, что мы ошибались. Мы сильно ошибались. Хорошая дека еще даст фору вашему сидюшнику. Но нам нужно подойти ко всему этому на совершенно новом уровне. Сегодня можно позволить себе купить топовую деку и лучшие в мире кассеты (которых, кстати, осталось очень мало) за вполне вменяемые (пока) деньги.

Хорошая кассетная дека это отличный аналоговый источник. Серьезный аппарат может записывать и воспроизводить музыку на очень высоком уровне. Хромовая или металлическая кассета может звучать в такой деке заметно приятнее компакт-диска и цифры. 

Тогда почему не катушечник? Да просто по причине более низкой стоимости владения в первую очередь. Ведь кассеты дешевле, их больше на рынке, плюс дека стоит дешевле и занимает меньше места в вашей стойке.

Кроме всего прочего это очень красивые, приятные глазу устройства. Отделка всегда на очень высоком уровне – минимум пластика, в основном алюминий, толстые стекла кассетоприемников, качество и подгонка деталей как в швейцарских часах. 

Шикарные газоразрядные дисплеи просто завораживают, это настоящий eye-catcher в вашей стойке. Добавьте сюда моторизированный привод кассетоприемника, который у некоторых моделей сам определяет наличие в нем кассеты и автоматом закрывает крышку.

А есть модели с моторизированной панелью управления выезжающей из фронтальной панели. Да много еще чего бывает на деках. В эпоху нарисованных на экране интерфейсов это нагромождение механики ощущается настоящим чудом.

Посмотрите на топовые Sony, Pioneer, Teac, Akai, Aiwa, Nakamichi – они все участвовали в жесточайшей схватке между собой в золотую эпоху аналогового аудио. Каждая компания регулярно выпускала топ-модель на пике своих технологических возможностей и каждая такая дека стоит отдельного рассказа. Большинство из них имеют уникальные технические решения. Звучание таких дек вас вряд ли разочарует.

Компакт-диск или FLAC записанный на хорошую хромовую кассету звучит куда приятнее. Звук теряет эту цифровую выхолощенность, становится теплее и мягче, сохраняя при этом скорость и динамику исходной записи. Плюс вы можете записать на металлические кассеты ваши дорогие и редкие виниловые пластинки, чтобы лишний раз не тревожить коллекционную ценность. Запись с винила в собственном тракте на хорошую металлическую кассету будет практически неотличима от звука, который извлекается вашей великолепной вертушкой. Мало того – вы можете "подкрасить" звучание под ваш вкус калибровкой, если нужно. Например, мне нравится, как оригинальный английский винил Led Zeppelin ложится на пленку с калибровкой Over Bias, когда немного занижаются верха и поднимается середина. В общем, это крутейший источник аналогового звука, который при должном подходе заставит вас округлить глаза от восторга.

Помните, что массовая кассета первого типа + средняя кассетная дека – это такой mp3 тех лет. Не рассчитывайте получить по-настоящему качественный звук с кассеты типа TDK D или Sony HF. Чтобы выжать все из этого формата и получить реально достойное звучание, от которого у вас побегут мурашки по коже, вам понадобится как минимум предтоповый (а лучше референсный) аппарат, способный по-настоящему качественно записать и воспроизвести хорошие топовые хромовые и металлические кассеты типа TDK SA-X, Maxell XLII-S и т.п.

Не ведитесь на первое попавшееся барахло, ищите предложения только после полной профилактики в состоянии “как из магазина”. Поверьте, такие можно найти. Несколько месяцев отлова и у вас будет идеальный девайс.

Такой образец вполне можно найти за сумму эквивалентную 500-700 долларам. Это будет дека, которая в свое время стоила больше 1500 долларов.

Признаки хорошей деки:

3 головки

Сквозной канал

Два тонвала

Прямой привод и кварцевая стабилизация

Возможность калибровки пленки

Отсутствие автореверса (не считая некоторых выдающихся моделей)

Я считаю, что наилучший период декостроения это середина и вторая половина 80-х. Как раз в это время был расцвет магнитной записи и самый пик войны гигантов. На производство топ-моделей бросали все силы. Большинство из таких дек были over engineered, что называется. 

Вскоре как раз началась экспансия компакт-диска и ежедневная эксплуатация дек пошла на спад, в отличие от 70-х, когда деки в домах просто не выключались месяцами. Представьте себе уровень износа какого-нибудь среднестатистического Akai 1979 года, который был главным источником звука в доме и Akai 1989-го, который простаивал забытым на фоне свежекупленного CD-проигрывателя.

Про деки конца 90-х годов, думаю, и так понятно, что все силы производителей уже были брошены на производство CD-проигрывателей и деками по большей части занимались по остаточному принципу.

Никто не говорит, что не нужно брать деки 70-х или конца 90-х, это решать вам, такие вещи во многом берут сердцем. Главное – не забывайте включать разум и смотрите на конкретный экземпляр, все-таки аппаратура старая и ремонтировать ее потом может оказаться дорого, если вы как и я ничего не смыслите в ремонте аппаратуры.