16 797 subscribers

Владимир Путин – «нам нужно диверсифицировать экономику в регионах добычи угля». А как же «пример» Техаса?

865 full reads
1,5k story viewsUnique page visitors
865 read the story to the endThat's 56% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

2-ого марта Президент Путин провёл в формате видеоконференции совещание по вопросам развития угольной отрасли, на котором обсуждался целый ряд стратегических документов, в которых отражены планы и задачи угольной промышленности, и Программа развития отрасли до 2035 года. Сами по себе эти временные горизонты по отношению к угольной отрасли выглядят несколько, мягко говоря, слишком оптимистично, учитывая мировую тенденцию по декарбонизации энергетики, особенно в развитых, и крупных развивающихся странах.

Путин провёл в формате видеоконференции совещание по вопросам развития угольной отрасли - фото с сайта Президента России
Путин провёл в формате видеоконференции совещание по вопросам развития угольной отрасли - фото с сайта Президента России
Путин провёл в формате видеоконференции совещание по вопросам развития угольной отрасли - фото с сайта Президента России

Путин отметил, что сегодня основной рынок сбыта российского угля приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, куда в прошлом году было поставлено 122 миллиона тонн российского угля.

Путин: "...Что касается долгосрочных перспектив мирового угольного рынка за пределами текущего десятилетия, знаю, что на этот счёт есть разные прогнозы. Не секрет, что некоторые из них предполагают существенное сжатие рынка, в том числе из-за технологических изменений в мировом ТЭКе, активного использования альтернативных видов топлива. Что с этим происходит, мы тоже знаем: сейчас Техас замёрз, когда холода были. А отогревать ветряные мельницы пришлось такими способами, которые далеки от охраны окружающей среды. Может быть, это тоже внесёт свои коррективы..."

Давайте говорить откровенно, сравнивать США, #Техас с субтропическими и тропическими странами Азиатско-Тихоокеанского региона несколько некорректно, к тому же причиной блэкаута в Техасе была вовсе не возобновляемая энергетика, а несвязанность этого штата энергетической сетью с соседними штатами, которая обеспечила бы переток электроэнергии в необходимое время, и нужных объёмах. Мы уже писали о том, в чём была причина прошедшего кризиса, и какие уроки из него были вынесены, и они отнюдь не на пользу ископаемотопливной энергетики. Как раз всё с точностью до наоборот. Но это всё "лирика". Дальше была "стратегия".

Куда и кому поставлять уголь в АТР?

В настоящее время, и это общедоступная информация, значительная доля генерации стран АТР является угольной. Это не секрет. Возьмем, к примеру, Индию, являющеюся одним из крупнейших импортёров российского угля (более 10% экспорта), и где доля угольной генерации на конец 2020 года составляла 53,55%. И для Индии это большая национальная проблема, которую правительство страны собирается решать не потому, что они подписали Парижское соглашение по климату, а потому что это вопрос выживания нации как таковой.

угольную генерацию постигнет та же участь, что и ДВС автомобили,
угольную генерацию постигнет та же участь, что и ДВС автомобили,
угольную генерацию постигнет та же участь, что и ДВС автомобили,

Напомню, что в конце октября прошлого года #Премьер-министр Индии #Нарендра Моди , выступая на Индийском энергетическом форуме, объявил об основных пунктах стратегии правительства страны, которые должны обеспечить «Энергетическое будущее Индии светлое и безопасное». Об этом вы можете прочитать в нашей статье "Премьер-министр Индии Нарендра Моди выделил семь ключевых столпов будущей энергетической стратегии страны". И как вы увидите, там нет ни слова об увеличении использования угля. Всё диаметрально наоборот.

Приверженность этой стратегии на днях подтвердил министр транспорта Индии Нитин Гадкари, напомнив, что #Индия к 2022 году, то есть уже в текущем году, собирается ввести в строй возобновляемых источников энергии минимум на 175 ГВт.

министр транспорта Индии Нитин Гадкари
министр транспорта Индии Нитин Гадкари
министр транспорта Индии Нитин Гадкари

Если взглянуть чуть назад, то мы увидим, что только за январь-сентябрь 2019 года поставки угля из России в Индию составили уже 5,4 млн. тонн, и в основном, за счёт отгрузки из Кузбасса. То есть при реализации Индией своей стратегии по декарбонизации энергетики, российский #Кузбасс окажется одним из "пострадавших" в экономическом плане регионов.

Но в словах Путина на этом совещании были моменты, которые я оцениваю как признание факта неизбежной трансформации мировой энергетики, а соответственно и необходимость начать готовиться к этому уже сегодня, трансформируя экономику в российских угледобывающих регионах.

Владимир Путин: "...нам нужно диверсифицировать экономику в регионах добычи угля. Антон Германович сегодня убедительно говорил. Нужно добиться опережающего развития других секторов промышленности, сферы услуг и тем самым обеспечить устойчивость региональных рынков труда, чтобы жизнь людей не была критически завязана лишь на одну только отрасль [угольную]... Особое внимание прошу уделить созданию рабочих мест в неугольных секторах экономики...".

Страна восходящего Солнца на пути к водородному будущему

#Япония также является одним из крупнейших на сегодня закупщиков российского угля. В 2019 году на её долю пришлось примерно 29% российского угольного экспорта. После известных событий, связанных с Фукусимой, Японии прошлось кардинально пересматривать свою энергетическую политику. И вероятно, что в ближайшие годы на этих островах мейнстримом станет #водород

первый водородовоз Kawasaki Heavy Industries
первый водородовоз Kawasaki Heavy Industries
первый водородовоз Kawasaki Heavy Industries

В настоящее время #Kawasaki Heavy Industries ожидает, что отгрузка первой партии сжиженного водорода из Австралии в Японию. Хотя может быть отложена до лета из-за пандемии. Эта японская компания строит целую серию гигантских водородовозов, которые должны обеспечить Японию чистым топливом, как для энергетики, так и для транспорта. Тут, кстати, мы вспоминаем все метания крупнейшего японского автопроизводителя Toyota, от водородных автомобилей к аккумуляторным электромобилям, и обратно к водородным. Скорее всего, #Toyota для своей страны выберет именно водородный путь. И всё это в целом также будет снижать зависимость Японии от поставок угля из России.

рендеры проектов будущих водородовозов Kawasaki Heavy Industries

Тут примечателен один момент. Водород, который будет Kawasaki Heavy Industries поставлять в Японию из Австралии, назвать "зелёным" можно с большой натяжкой, так как производится путём газификации бурого угля, добытого из открытого разреза в долине Латроб, в штате Виктория.

австралийский разрез по добыче бурого угля, из которого потом производят водород для Японии

В процессе газификации бурого угля под высоким давлением, происходит его частичное окисление. Далее, образующийся монооксид углерода превращается в диоксид углерода с водяным паром, а затем водород отделяется в процессе очистки. Из каждых 150 тонн бурого угля, использованного в процессе газификации, производится 3 тонны водорода. Технология не нова, и чистой её назвать можно с трудом, так как всё-таки происходить добыча угля открытым способом, что наносит ущерб окружающей среде в любом случае. Но только что нет прямого горения, а значит, нет сажи, и прочих "прелестей" угольной генерации.

Так что если у нас хотят в будущем, хоть в каком-то виде сохранить угольную отрасль, но надо гнать на кордом не составы с сырьём, а производить продукт высокой степени переработки, с высокой добавленной стоимостью. Как это сейчас начали делать в Австралии.

___________________________

Уважаемые читатели, не забывайте кликнуть кнопку "Подписаться " на наш канал здесь в Дзене по прочтении статьи .

Можете подписаться и на наш Телеграм-канал , чтобы не пропустить новые материалы, и делиться ссылками на них со своими друзьями в новом мессенджерах . Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.

Ваше участие нам очень важно!