"Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

30.05.2017

Быть может, я была одним из самых больших скептиков относительно этого фильма, потому что свято верю в то, что все четвёртые, пятые, двадцатые части снимаются ради денег, а не ради искусства. Но всё-таки трейлер дал мне надежду на то, что пятая часть будет лучше предыдущей.

"На странных берегах" (как раз-таки четвёртая часть) для меня стала абсолютным разочарованием на фоне чудесной трилогии, которую я люблю со школьных лет. Впрочем, речь не о ней. "Мертвецы..." однозначно сняты лучше по многим показателям. Новая часть "Пиратов Карибского моря" (далее - ПКМ) возвращает нас с точки зрения истории к старым и любимым героям. И самое приятное ощущение, которое оставляет фильм, - это именно ощущение встречи со старыми друзьями после долгой разлуки. И мы уже повзрослели, и их жизнь как-будто всё это "заэкранное" время шла своим чередом.

В новой части собран прекрасный актёрский состав из всемирноизвестных и новых имён. Думаю, для тех, кто следит за судьбой франшизы, не станет открытием то, что на съёмочную площадку вернулся Орландо Блум снова в роли Уилла Тёрнера. Но роль всё-таки эпизодическая, если рассуждать в рамках экранного времени.

Зато за "экранного папу" отдувается Брентон Туэйтс. Юный Генри Тёрнер практически одно лицо со своим отцом времён "Проклятия Чёрной жемчужины". Генри ставит целью своей жизни спасение Уилла от участи капитана Летучего голландца, отсюда и "ноги растут" у всего сюжета фильма. Мотивация персонажа понятна, бунтарский характер (ох уже эти гены) нам тоже показали; но мне хотелось бы более глубокой драматургии в работе над этим конкретным героем. Эффектно раскладывать подзорную трубу и эпично смотреть куда-то вдаль - это славно, но недостаточно.

В новичках и, так сказать, "баба на корабле". Кая Скоделарио, исполнившая роль Карины Смит. Девушка астроном, умная и образованная (а потому, конечно же, признанная ведьмой), была оставлена младенцев в приюте с единственным напоминанием об отце, который должен привести её к трезубцу Посейдона. Одна из многих сюжетных линий фильма связана с этой героиней, а именно: поиски ответа на вопрос, кем был её отец. И эта линия явно лишняя. Уж либо надо добротно и до слёз её раскрывать, либо просто убрать. Помните, что было с линией испанцев в "Странных берегах", когда они отправились на поиски источника вечной молодости? Они появились в начале и появились в конце, ход сюжета никак не поменяли. Вот и в случае с отцом Карины приблизительно то же самое. Нам обозначили проблему в начале, в середине фильма зрителю (но не персонажам) раскрыли карты, а в конце нам обозначили решение. И это было похоже скорее на стратегическое решение по продолжению франшизы, чем на нормальную сюжетную линию.

А вот роль главного злодея досталась испанскому актёру Хавьеру Бардему. В отличие от своей супруги (Пенелопа Крус снялась в "Странных берегах") Хавеьер куда более удачно вписался в картину. Бесспорно, роли злодеев ему удаются. Капитан Салазар, при жизни бороздивший моря на своей "Немой Марии", действительно внушает ужас. Здесь работает сочетание актёрской работы, внешних данных актёра (брутальное лицо, глубокий взгляд) и работы режиссёров визуальных эффектов. Понятный добротный персонаж, тот самый "не болтливый мертвец".

И, раз уж мы заговорили о мертвецах... Хоть "Мертвецы не рассказывают сказки", а всё же и рассказов, и сказок тут много. В начале фильма и даже немножко в середине зрителю подробно, но в то же время компактно по времени рассказывают подноготную происходящих событий. Кто эти персонажи, какая у них мотивация и откуда она берётся. Для приключенческих фильмов это плюс, потому что у зритель при просмотре экшена не всегда готов ломать голову и разгадывать загадки на уровне Кристофера Нолана. Но есть небольшое ощущение перенасыщенности этими ходами. Да и сюжет на самом деле достаточно сильно напоминает сказку. Пиратскую, но сказку. И этот тренд начался опять-таки с предыдущей части. Да, в первой трилогии тоже были сюжеты, которые далеки от реальности, но они были больше в духе пиратских приключений, чем поиски трезубца Посейдона.

Хорошую оценку можно поставить и операторской работе. Были очень хорошие крупные планы с наездом, красивые кадры в перспективу. Но сцену сражения корабля Джека с "Немой Марией", одну из ключевых батальных сцен загубил монтаж. Мало того, что действие происходит ночью, так и ракурсы скачут так быстро, что ты уже практически теряешься в том, что происходит на экране.

Ну и финальная ложка дёгтя. Постараюсь без спойлеров. Некоторые вещи не могут происходить по чисто физическим причинам. Ну, например, если иголкой ткнуть в лист бумаги, то иголка проткнёт его насквозь. С точки зрения такого рода физики всё было не безупречно. И одна сторона медали, когда это осознанный "театр абсурда" для придания ситуации комичности; а другая - неаккуратное отношение. Этого не много, но это есть.

Наверно, на этом этапе кто-то из читателей всерьёз задумался, а стоит ли идти на новых ПКМ. Не торопитесь делать выводы, ведь ещё не сказано самое главное...

Без чего (или кого?) "акции" ПКМ резко упадут в цене? Да, друзья, ни слова ещё не было сказано о Джеке Воробье. Простите... КАПИТАНЕ Джеке Воробье. Да, его потрепала жизнь, и на 80% его организм состоит не из воды, а из рома, но это всё тот же удалой и абсолютно сумасшедший пират, которого обожают зрители. Он делает весь фильм, и споры тут бессмысленны. Я всё ещё считаю, что это лучший персонаж Джонни Деппа и ПКМ-5 его единственный хороший фильм за уже долго время. К сожалению, он очень много очков проиграл в глазах своих зрителей. Да и денег в кошельках продюссеров... Хочется верить, что Воробей заставит его "встрепенуться" и встать на верный путь.

И да, мы всё ещё имеем удовольствие наблюдать их актёрский дуэт с Джеффри Рашем. Барбосса уже не молод, но в нём по-прежнему много стати и мудрости. Наблюдать - удовольствие.

Наконец, самое главное, что заставляет меня рекомендовать вам фильм "Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки" - это общее настроение картины и атмосфера удалого пиратства. Во время просмотра я испытала те же чувства, что и при первом просмотре первых Пиратов. Джерри Брукхаймер снова вовлёк меня в мир удивительных приключений на морских просторах. И это бесценно. А за финал просто хочется сказать отдельное огромное спасибо, потому что он такой, каким должен быть. Если вы поклонники франшизы, то вы получите удовольствие от увиденного. Знакомые мелодии, хороший пиратский юмор и любимые... что уж там - родные персонажи, родные пираты карибского моря. И за это можно простить многие ошибки создателей фильма, потому что ностальгия - это сила!

P.S. дождитесь окончания ВСЕХ титров.