На старом ковре — дракон? Возможно, это очень дорогой ковёр

Все помнят о персидских и индийских коврах, но об исторических китайских коврах известно мало. Старый и Новый свет практически ничего о них и не знали до начала 20 века, когда предприимчивые торговцы привезли в Америку более 1,5 тыс ковров времен династии Цин (можно сказать, как умерла династия - так и уплыли ковры).

Американские коллекционеры пришли в полный восторг. «Ах, какие ковры, какая великолепная работа, какие рисунки интересные!» — говорили они и быстро всё раскупили. Кто для музея, а кто для частных коллекций.

Ковер из коллекции Скофилда Тайера. Фото: Sotheby's
Ковер из коллекции Скофилда Тайера. Фото: Sotheby's

Был среди них один странноватый господин. Его звали Скофилд Тайер. Сын обеспеченных родителей полностью доверял своему чутью насчет вложений денег. В то время он издавал журнал, где печатал тех, кто ему нравился, в основном авангардистов и модернистов. Марселя Пруста, например. У Тайера точно было озарение, потому что буквально за несколько лет он собрал мощную коллекцию произведений искусства, где оказались даже Пикассо и Климт. Ну и ковры.

Вот этот. Западный Китай, конец 17-го века. Вы видите там драконов? Здесь они удивительно мягко и гармонично изображены. Эксперты говорят, что автор рисунка явно был знаком с древней традицией изображения драконов, более типичных для ранних рисунков.

Дракон — это жизненная сила, сила императора, сила природы вселенной. Вероятно, это единственный ковер в своем роде. Многие ковры, из привезенных сто с лишним лет назад в Америку, утратили свой прекрасный внешний вид. Сейчас известно про 600 сохранившихся экземпляров. Немного там драконов.

Ковер из коллекции Скофилда Тайера. Фото: Sotheby's
Ковер из коллекции Скофилда Тайера. Фото: Sotheby's

Незавидная судьба ждала и Скофилда Тайера. Он был клиентом доктора Фрейда, и кстати, основную часть коллекции собрал как раз во время лечения. Так вот, привез он коллекцию в музей родного городишки (Вустер, штат Массачусетс) для хранения и выставки. А в музее на картины посмотрели (там было много эротических рисунков и вообще Пикассо) и говорят: «Ой нет, мы такое нашим гражданам показывать не будем».

Тайер расстроился и написал завещание, по которому вся его коллекция отходит музею Метрополитен. А потом и вовсе получил диагноз «умопомешательство».

Целых 57 лет коллекционер провел на лечениях в психбольницах и в конце концов ушел отшельником в лес. Когда он умер (1982 г.) и завещание вскрыли, в музее Вустера заплакали. К этому времени они уже так гордились коллекцией Тайера, но пришлось её отдать.

А ковер с синими драконами был продан вчера на аукционе Sotheby's вдвое дороже предполагаемой цены — за $147 тыс.

Взглянуть на аукцион ковров можно на сайте дома.