Лекция о лекторах

01.11.2017

Научно-популярный лекторий 15х4 в Самаре отмечает свой первый день рождения.
Что за люди его делают и как устроена кухня? Рассказывают сами участники.

Репетиция

Самарскому бранчу 15х4 исполнился год. Много это или мало для волонтерского проекта, который занимается просветительством? Порядочно, учитывая, что встречи проходят каждый месяц, а за год работы перед тысячью самарцев выступило 35 лекторов.

Но как театр начинается с вешалки, так и любой эвент начинается с репетиции. И порой это больно.

Раньше лекторы собирались в открытой студии Art+F4, потом их приютил Межвузовский гуманитарный музейный центр Государственного университета. Если репетиция нужна одному-двум лекторам, то собираются у кого-нибудь дома. Но независимо от места процесс не меняется.

Организаторы и лекторы собираются около семи вечера и решают, кому выступать первым, а кому переключать слайды за ноутбуком.

Однако часто получается и полчаса, и 20 минут, а сама презентация состоит из десятков слайдов. Выдохнув после доклада, лекторы начинают задавать вопросы из зала, некоторые из которых в итоге могут попасть в итоговую лекцию. И только после этого начинается нейрохиругия – нужно убрать то и это, а если не будет того, то потеряется смысл третьего.

В итоге обсуждение может занять ещё полчаса, порой настолько жарких, что можно снимать передачу "Титаны рестлинга".

Лекция теряет в продолжительности, презентация в размере, а тема доклада может развернуться на 180 градусов. В ближайшую неделю лектору нужно Мечом Вострым, скальпелем хирурга и напильником переделать и представить новую версию.

Если вы думаете, что сделать доклад - это просто взять кубики знаний и сложить из них фигуру, то нет. Больше это похоже на игру, в которой есть понятные правила, но она происходит в поезде, падающим в океан. Океан при этом горит.

Пора дать слово (много слов!) Саше Артёмовой, основателю 15х4 в Самаре.

Откуда пришло движение?
— Мне очень нравится именно слово "движение" - не лекторий, не проект, не сообщество, а движение. Ведь 15х4 сейчас из нечастых встреч любителей Википедии в Харькове превратился в сеть, заразившую уже 25 городов в 5 странах (Украина, Молдова, Беларусь, Россия, Германия). Да, самый популярный проект 15х4 - это лекторий. Это то, что видно на локальном уровне в каждом из городов, и те ролики, что может каждый на канале Ютуб из любой точки планеты. Однако 15х4 - это не просто лекторий. Есть города, которые занимаются сбором работающих ПК из неработающих для детских домов. Есть и Фестиваль 15х4, который уже два года подряд проводится в замке Отроков в августе. Не говоря уже о внутренней атмосфере, когда есть общий мессенджер на ВСЕ города и ВСЕХ лекторов и волонтеров, и каждый может внести свой вклад в развитие популяризаторского движения. Если захочет, конечно.
Нам, например, первые полгода рисовали дизайн волонтеры из Кишинева. Поэтому сейчас уже кажется неважным, что движение зародилось в Харькове. Сейчас 15х4 - это самоорганизующаяся система, которую не остановить.
В чем особенность и отличие от остальных научпоп проектов?
— Я часто сама говорю, что особенность 15х4 - это формат, мол 4 лекции по 15 минут, что оптимально для восприятия и бла-бла-бла. Нет. Главная особенность 15х4 в том, что он держится на людях неравнодушных. Мы называем себя волонтерами.
Я не знаю больше ни одного научно-популярного проекта подобного масштаба, который бы существовал на чистом энтузиазме и вдохновении его участников. И когда меня в очередной раз спросят: "Чем ваш проект отличается от TED talks?" — я спрошу в ответ: "С какой вероятностью аспирант Самарского университета сможет выступить там?" А чтобы выступить в 15х4 на одной сцене, например, со Станиславом Дробышевским, нужно просто посещать репетиции и работать над своим выступлением. 15х4 дает возможность делиться знаниями и быть услышанным любому.
Как оно зародилось в Самаре?
— Как и все классные проекты - спонтанно, после фразы "А давайте сделаем что-нибудь крутое". Я, Женя Кольцов и Сергей Сараев сидели на кухне у Жени и размышляли о полезных для города проектах в тот момент, когда Женя поделился историей. Смешной и грустной одновременно. Один из его знакомых намеревался перейти на праноедение (питание солнечной энергией). Выбор тематики тут же стал очевиден - популяризация науки, критического мышления и борьба с мракобесием. Дальше - мониторинг существующих проектов, выбор формата, обсуждение наших возможностей и планирование запуска.
Почему именно 15х4? Это тот проект, который может сделать каждый, достаточно только написать о своем желании "Большому Брату" и найти единомышленников. Кстати, о единомышленниках - в начале пути мы даже не предполагали, что самарский 15х4 вырастет в столь сильное движение. За год существования у нас выступило уже 35 лекторов, некоторые из них не один раз. Кто-то из лекторов стал волонтером и помогает при отсмотре материала и подготовке эвентов, кто-то из волонтеров за год дозрел и прочел свои первые лекции в проекте.
А Дарья Волкова - неиссякаемый источник энергии и вдохновения, сейчас координирует работу. Именно благодаря Даше в Самарском 15х4 появились спецвыпуски - эвенты, темы которых навеяны событиями или дружбой с другими проектами.
Какие есть сложности в организации, кто помогает?
— Мне не очень нравится слово "сложности" в отношении проекта, который мы делаем ради удовольствия. Очередной эвент - мощнейший источник дофамина, и поэтому каждый участник находит время и силы на репетиции, поиск и настройку оборудования, обработку фото, монтаж видео, ведение социальных сетей и подготовку других приятностей, которые ожидают вас в будущем. Поэтому следите за новостями.
У проекта нет своего или арендованного помещения, нет звукового и видео оборудования, нет фонда для оплаты работы операторов и монтажеров. Из перечисленного жизненно важно - оборудование, поэтому в этом году я решила представить проект на форуме iВолга.
И не зря я провела две дождливые недели в палатке с фонарем над ноутбуком, готовясь к защите проекта. Он был поддержан грантом Фонда гражданского общества, что позволит нам обзавестись собственным оборудованием. А это означает свободу при выборе площадки, что тоже важно. Мы стараемся выбирать уютные залы в центре города с оптимальным количеством мест, потребность в которых растет с каждым эвентом.

Перед эвентом

После долгих споров и тысяч сообщений в чате наступает день Х. Точнее, день 15х4.

За полтора часа до начала эвента лекторы приходят в зал и начинаются заниматься интеллектуальным физическим трудом – расставляют стулья, тянут провода и отстраивают проектор. Разговоров мало, а в зале висит напряжение, похожее на добротный холодец.

Один из организаторов привозит кулер и бутылку воды, другой начинает раскладывать стикеры. В этот момент в зале появляются первые зрители и занимают места. Лекторы не скрывают своей кухни и готовят зал без различий по полу или научному званию.

15х4 – исключительно волонтерский проект, потому сами участники вкладывают свои средства в меру возможностей. Это и деньги на те же стаканчики, и личные связи, которые обеспечивают спонсорскую поддержку подарками и звуком.

Перед объявлением очередного эвента вывешивается объявление о поиске фотографов и операторов, которые могли бы запечатлеть для вечности лекции. И для канала на YouTube, конечно, тоже.

В конце концов появилась даже внутренняя шутка “Когда уже будет мартовское видео”, дальний родственник “Карфаген должен быть разрушен”.

Но организаторов это не останавливает: за год работы над проектом врач примеряет роль ведущего, филологи осваивают монтаж, математики берутся за фотокамеры.

А мартовское видео, кстати, уже вышло, и его можно посмотреть в группе. Теперь ждём апрельское.

Спустя какое-то время наступает момент, когда всё сделано, но от напряжения и волнения нужно чем-то занять руки, делать, носить, настраивать. Неважно, насколько хорошо ты знаешь материал и сколько раз репетировал – сцена изменяет всё.

Каждый лектор борется с волнением по-своему. Кому-то нужно просто поболтать со знакомым или попить воды. Кому-то подышать и погулять вокруг. Но за 10 минут до начала, когда на первых двух лекторов надевают радиомикрофоны, наступает точка невозврата. Больше всего она похожа на момент, когда космонавта сажают в корабль и закручивают болты для герметичности. Вроде выйти можно, но уже никак.

Остается минута, и ведущий начинает объявлять партнеров проекта. Двигатели ракеты под названием 15х4 запущены. Поехали.

Пока выступает первый участник и настраивает зал на правильное настроение, давайте отведем в сторону Дарью Волкову, координатора по работе с лекторами:

Как стать присоединиться к вашему движению и выйти на сцену?
— Чтобы стать лектором, нужно сказать "Я хочу" - это первое и основное. У нас выступают лекторы с самыми разными темами, и за год существования проекта в Самаре сформировался ряд своеобразных жанров: кто-то рассказывает о фундаментальных научных исследованиях, кто-то о том, чем занимается каждый день на работе, кто-то развеивает мифы – формат лекций может быть самым разным. Чтобы стать лектором 15х4, вовсе не обязательно быть доктором наук: каждая отличная лекция – результат искреннего желания поделиться неким знанием и работы на репетициях, причем отчасти коллективной.
Чем замечательно сообщество 15х4, так это тем, что объединяет специалистов самых разных областей. С одной стороны – это суперфокус-группа, с другой – колоссальная поддержка: вы приходите с темой и получаете фидбек – на что сделать акцент, а что выкинуть, какую поставить картинку или схему, как подать тот или иной факт, на репетициях мы тренируемся говорить о сложном просто.
Напишите мне, о чем хотите рассказать, и приходите на репетиции.
А какие требования?
— Мы не смотрим дипломы и не считаем ВАКовские статьи: интересная тема, проверенные данные и желание классно ее преподнести – вот, собственно, и все.
Как избежать волнения?
— Кажется, никак. Волнуются все: и те, кто выходит на сцену впервые, и те, кто ежедневно читает лекции десяткам студентов. Волнение – показатель неравнодушия к качеству конечного продукта, не надо его избегать, надо только, чтобы волнение не управляло вами, а подбодрить и успокоить перед выходом всегда помогут коллеги.
Что важней: доклад или презентация?
— По-моему, это вещи неразделимые: текст, слайды, подача – важно всё и важна гармония всех элементов. Что я имею в виду? Приходите на репетицию – мы вам покажем.

Эвент

Описывать саму встречу сложно, долго и бессмысленно - достаточно один раз прийти и послушать. Последняя лекция летнего сезона, например, проходила на открытом воздухе, на одной из площадок Том Сойер Феста. В итоге прохожие заглядывали, пытались понять, что происходит, и оставались до конца. Кстати, это же мы советуем и вам.

В перерыве лекторов обступают и задают много вопросов, которые вытекают из самой лекции. Пожалуй, это самое приятное. Дело не только в том, что зрители хотят уточнить. Более важно отдать им максимум своих знаний. В итоге к 15 минутам лекции может прибавиться и 10 минут перерыва. И это высокая оценка лектора.

Ещё во время эвента происходит какое-то алхимическое изменение и кто-то из зрителей решает, что сможет сам рассказать что-то дельное. В итоге он оказывается на следующей репетиции и, если сможет выдержать напряжение, то через месяц-два сам выходит на сцену.

Тематика лекций на эвенте обширна. Есть доклады по психиатрии и социологии, физике и истории искусства, компьютерным технологиям и астрономии. Особняком стоят люди с редкой профессией или увлечением. Быть может, это не совсем наука, но цель у лектория своя - показать мир во всем его многообразии, поэтому специалисту по лингвистике всегда найдется место рядом с фотографом, снимающим в технике амбротипии.

Вот что говорит Юлия Архипова (постоянный зритель).

Что вас заставляет каждый месяц приходить?
— Возможность получать новые знания, встречаться с интересными людьми, кроме того, лекции побуждают к прочтению новых книг и статей.
Как думаете, почему движение популяризаторов науки стало так бурно развиваться?
— Потому что популяризация даёт возможность получать знания в интересной форме, причем можно общаться с лектором, задать вопросы
Есть ли пожелания лекторам? Проекту?
— Не всегда лекции понятны, но, с другой стороны, нельзя допускать искажение информации, неверность утверждений, должен соблюдаться баланс. Побольше экспериментов можно было бы. Можно в контакте запустить голосование, какие темы интересны слушателям, предложить свои варианты, и другое. Можно запустить конкурс на лучшее видео какого-то явления, эксперимента. Анонс делать можно не за неделю, а заранее. Повесить информацию о проекте в ВУЗах, школах, старшеклассникам тоже будет интересно

После эвента

Встречи 15х4 проходят чуть больше двух часов вместе с перерывом и вопросами из зала. Настает время выдохнуть и оказывается, что осталась только усталость. Вполне приятная, кстати.

Остается расставить по местам стулья, смотать провода, снять со стоек колонки и привести зал добрых людей в первозданный вид.

Теперь могут выдохнуть все , появляется время обсудить следующие репетиции или темы следующих эвентов, провести разбор полетов.

Так появился, например, эвент на фестивале "Котмонавт", который был целиком посвящен фантастике и выдуманным персонажам. Или "Страшный эвент" на Хеллоуин.

Ещё в этот момент отпадает вопрос, который лекторы часто задают себе на репетициях: "Зачем заниматься научпопом?" Зачем тратить время и силы на доклады, репетиции, выступления. Да просто потому, что это фан и отличный способ провести время. И, конечно, поделиться своими знаниями и рассказать, что за пределами интернета и обычной жизни есть огромный интересный мир.

Напоследок Дмитрий Козлов, один из лекторов, ответит на вопрос зачем это всё.

— Почему вы этим занимаетесь?
— Думаю, многие из нас задают себе этот вопрос время от времени. Еженедельные, а то и чаще, репетиции, подготовка лекции, организация самого мероприятия – на все это уходит время и силы. Почему их стоит потратить именно на 15х4? – Думаю, каждый решает для себя по-своему. Но если дать максимально общий ответ – то он так же прост, как и банален: мне больше нравится Самара, в которой есть 15х4, чем Самара, в которой нашего проекта нет.
Строго говоря, не все лекции у нас научные. Но это, на мой взгляд, скорее даже плюс: мне бы хотелось, чтобы 15х4 было бы местом, пространством интеллектуального общения, без жестких ограничений жанром, тематикой, формой подачи материала. Главное – поддерживать интеллектуальный уровень беседы. И развивать критичность по отношению к тому, что видишь, слышишь и говоришь сам.
Вот этого в большинстве бесед, в которых я оказываюсь вовлеченным – и в частной жизни, и на работе – катастрофически не хватает.
— Даёт ли это что-то в обычной жизни?
— Вы так спрашиваете, как будто 15х4 – это где-то на Марсе; для меня это такая же часть жизни, как и дом, работа, увлечения. Что к этому добавляет участие в проекте? Как минимум, знакомство с интересными людьми, с которыми мне приятно общаться и проводить эту часть моей жизни. Согласитесь, не так часто оказываешься в одной компании с, например, художником, IT-специалистом, физиком-ядерщиком и археологом одновременно. А в 15х4 это именно так.
— Почему это увлекает?
— На мой взгляд, каждый из нас так или иначе ощущает, что полноценно реализовать собственный потенциал на работе или как-то еще или не совсем не получается, или нет такой возможности. В общем, чего-то не хватает или какая-то часть себя остаётся невостребованной.
Лично для меня формат 15х4 – еще и некоторый вызов: донести, причем, обоснованно и доказательно, какую-то одну идею до широкой аудитории за 15 минут – это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Подготовить полуторачасовую лекцию, на самом деле, намного проще.

15х4 до сих пор не вырос в тесную тусовочку для своих. Хорошо это или плохо, сами организаторы не могут сказать. Просто потому, что никогда об этом не задумывались.

На это просто нет времени – впереди новый эвент.

P.S.

Недавно о нас вышел сюжет на телеканале "Гуерния", в передаче F1. Поделимся им.