130 subscribers

7 улиц. Что, как и зачем?

281 full read

Рассматриваемые проблемы исторического центра города. Что имеем сегодня.

  1. Функциональная перегрузка и дисбаланс улиц. Улица Красная притягивает к себе все внимание для пешеходов и гостей Краснодара, а прилегающие улицы - не интересны и не привлекательны.
  2. Депрессивные улицы историческом центре . Все улицы в историческом центре в ужасном состоянии, именно поэтому пешеходные потоки сконцентрированы на единственной благоустроенной Красной. А где люди - там и коммерция. А где коммерция - там деньги. А где деньги - там ремонт и благоустройство.
  3. Отсутствие инвестиционной привлекательности. Как сказано выше без пешеходного-туристического потока коммерческая недвижимость находится в удручающем состоянии. Никто не готов вкладывать средства в ремонт и реконструкцию, если основную клиентскую базу составляет небольшое количество местных жителей (из-за низкой плотности населения), случайный прохожий бегущий по делам или мимо проезжающий автомобилист и то, если удастся найти свободное парковочное место.
  4. Неиспользованный экономический потенциал . Как следствие - огромное количество помещений сдающихся в аренду. Причем, этот же эффект актуален и для улицы Красной, поскольку в условиях “пешеходной монополии” и ограниченного количества предложений, цены на недвижимость центральной улицы значительно завышены. Неиспользованный потенциал центра - это недополученные средства в бюджет города.
  5. Малая привлекательность для туристического потока . Ежегодно Краснодар посещают порядка 1,3 млн. гостей , а к 2030 году планируется встречать до 2,5 млн. гостей ежегодно. А теперь давайте подумаем, где могут провести время туристы кроме как парк Галицкого и перегруженная, не совсем идеальная ул.Красная? На что они будут смотреть? На запущенные Красноармейскую и Коммунаров? Или на заброшенные исторические здания по ул.Чапаева? Где они будут оставлять деньги, кроме гостиниц, такси и услуг аэропорта?
  6. Заброшенные исторические здания. В рассматриваемых границах находится более 175 зданий , входящих перечень объектов культурного наследия и представляющих историческую ценность. Большая часть из них - в неудовлетворительном состоянии.
  7. Отсутствие общественных пространств. Это вообще беда современной России. Город жив, пока в нем гуляют люди. Город - это гораздо больше схемы “дом-работа-магазин-дом”. Города - это прежде всего люди и социум, это коммуникации, общение. Но для этого просто недостаточно пространств, где бы происходило взаимодействие горожан, увы, но сегодня главные общественные пространства - торгово-развлекательные центры.
  8. Отсутствие пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Кто хоть раз ходил по центру пешком либо на велосипеде, прекрасно понимают о чем речь - разбитая плитка, узкие тротуары, запаркованные автомобили, лужи от водостоков и пр. При этом весь центр находится в зоне шаговой доступности. Но вместо этого, в свете некомфортной вело-пешеходной инфраструктуры, многие даже на малые расстояния предпочитают передвигаться на личном автомобиле.
  9. Насыщенный автомобильный трафик . В то время, когда большинство городов давно пришли к ограничительным мерам в исторических центрах, мы по-прежнему стимулируем автомобилепользование для его посещения, тем самым нагружая трафик.
  10. Недостаточное количество парковок . Любой автомобилист знает, что в центре очень сложно припарковаться, равно как и сложно удовлетворить весь существующий и потенциальный спрос на парковочные пространства. Именно по этой причине в центре были организованы платные парковки (хотя их функционирование и собираемость оставляет желать лучшего - но это отдельная тема для разговора). Загруженность парковочного пространства приводит и к общей нагрузке на автомобильный трафик, а невозможность припарковаться - к потере потенциальных клиентов для бизнеса.
  11. Нехватка озеленения . За последние годы мы утратили огромное количество деревьев в историческом центре. На участке Карасунская - Красноармейская - Чапаева осталось всего 16 деревьев. При этом, есть острая необходимость не только восстановить утраченное, но и озеленить все пешеходные пространства, поскольку в южном знойном городе невозможно говорить о комфортных прогулках без тени. Кроме того, деревья очищают воздух и создают шумоизоляцию для жителей района.
  12. Низкий уровень комфорта и безопасности для местных жителей. Самое главное - удобство тех, кто там проживает. Жизнь в самом центре города чревата определенными издержками - шум, пьяные драки, отхожие места в подъездах и пр.
  13. Отсутствие современной коммунальной инфраструктуры. Это общеизвестная проблема исторического центра - устаревшие коммуникации, ливневки и главное - канализации, которая в итоге, как мы знаем, оказывается в Кубани.
  14. Мусор, в том числе визуальный. Яркий пример работы принципа “разбитого окна”. Если периферийная улица мало кому интересна и за ней некому следить, то она очень быстро приходит в упадок - появляется грязь, свалки, граффити, отхожие места и пр. - все это проще делать там, где нет людей.
  15. Игнорирование в последнее время интересов исторического центра. За последние годы про центр просто забыли. Основные работы по благоустройству проводились в микрорайонах, набережная в ЮМР, бульвар Школьный, Дмитриевский и Вишняковский сквер. Центр же оказался брошенный и обделенный вниманием, хотя его потенциал, в том числе экономический, очень высок и не используется.
ул.Чапаева
ул.Чапаева
ул.Карасунская
ул.Карасунская
ул.Рашпилевская
ул.Рашпилевская

Что мы предлагаем сделать:

Решение данных проблем мы видим в запуске механизма преобразования территории, за счет увеличения ее привлекательности для жителей, гостей и бизнеса.

7 улиц. Что, как и зачем?
  1. Поэтапное создание на территории 7 улиц единого общественного пространства.
  2. Реконструкция улиц с приоритетом для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Создании новой вело-пешеходной инфраструктуры
  3. Сохранение пропускной способности автомобильного движения и в виде фактически действующей на сегодня одной полосы.
  4. Расширение тротуаров за счет неэффективно и незаконно используемых парковочных пространств.
  5. Создание многоуровневых паркингов, перехватывающих автомобилей на подъезде к проектной территории.
  6. Инфраструктура для работы такси, работ коммунальных службы и условия для оперативного подъезда спецтехники.
  7. Создание сети велодорожек, безопасных и для пешеходов и для автомобилистов. Разделение потоков
  8. Максимальное озеленение территории крупномерами, а также кустарниками и декоративными растениями. На квартале Карасунская - Красноармейская - Чапаева планируется высадить около 150 деревьев (к существующим 16).
  9. Ремонт и реконструкция всех коммуникаций, включая ливневые, канализационные и пр. системы.
  10. Проведение линий электропередач в подземном исполнении. Современная подсветка и освещение.
  11. Доступные общественные туалеты, комфортные лавочки, актуальные и функциональные малые архитектурные формы
  12. Создание новых городских активностей: ярмарки, культурные мероприятия и пр.
  13. Увеличение мер безопасности: камеры фиксации правонарушений, патрули и опорные пункты ППС, ЧОП в местах ночной активности.
  14. Поддержка бизнеса обеспечивающего услугами пешеходно-туристический поток. Совместная работа по оформлению фасадов (дизайн-код), размещение столиков для уличного кафе и пр.
  15. Удобные и комфортные остановки и пересадочные узлы на общественный транспорт.

Данные меры позволят реализовать следующие задачи:

  1. Увеличение пешеходного трафика и его перенаправление с перегруженной ул.Красной на прилегающие территории. Рост активностей на улицы в два раза и семейных прогулок в три раза (по данным реализованных проектов в КБ Стрелка)
  2. Увеличение туристического потока и его монетизация . Согласно исследованию международной компании Ernst&Young к 2030 году туристический поток в Краснодаре увеличится почти вдвое, с 1,3 млн. до 2,5 млн. Рост интереса к городу - при аналогичных проектах в других городах количество фотографий, сконцентрированных на конкретных объектах увеличивается в 3,5 раза.
  3. Привлечение инвестиций в реставрацию зданий , в том числе исторических и архитектурных памятников за счет роста коммерческой привлекательности территории для частного бизнеса. Напомним, что на территории рассматриваемого проекта находится более 175 зданий входящих перечень объектов культурного наследия и представляющих историческую ценность. Большая часть из них требуют реставрации и привлечения дополнительных инвестиций.
  4. Увеличение прибыли малого бизнеса , создание новых точек, рабочих мест и как следствие - рост доходов бюджета города. Так, после реализации аналогичной программы в Москве, бюджет столицы вырос на 80 млрд.руб в 2018 году.
  5. Децентрализация и структурное изменение бизнеса в центре города. Автомобилезависимые предприятия будут тяготеть ближе к местам жительства большинства сотрудников, клиентов и развитой транспортной инфраструктуры из-за невозможности удовлетворять потребности в историческом центре. А бизнес связанный с оказанием услуг, HoReCa, стрит-ретейла, досуга и культуры будут наоборот тяготеть в новое пространство. Так при аналогичных мерах в Москве, доля общепита на пешеходных территориях увеличилась с 26% до 41%.
  6. Запуск рыночных механизмов стабилизирования арендных ставок в центре города. Создание повышенного предложения, качественно похожего на монопольные предложения по ул.Красной, с одной стороны незначительно вырастут цены за м2 на прилегающих территориях, так как будут не менее привлекательны и рентабельны. С другой стороны - собственники коммерческой недвижимости на ул.Красной вынуждены будут снижать ставки на свою площадь. После реконструкции ул.Никольской в Москве, количество вакантной недвижимости за год сократилась в три раза — с 15% до 5%, а само количество новых помещений увеличилось на 9%.
  7. Увеличение капитализации территории и недвижимости за счет преобразования и благоустройства ранее депрессивных кварталов.
  8. Повышение безопасности и декриминализация территории . Как показывает практика - подобные меры способствуют ощущению безопасности - рост доли вечерних и ночных фотографий растет с 18% до 32% (данные КБ Стрелка). Следовательно, жителям комфортно себя чувствовать в темное время суток.
  9. Озеленение территории и улучшение экологической обстановки.
  10. Создания максимально комфортных условий для проживания жителей исторического центра
  11. Повышение рентабельности строительства , реконструкции и эксплуатации коммуникаций.
  12. Дополнительные меры безопасности как для автомобилистов, так и для пешеходов. После реализации московской программы “Моя улица” уровень ДТП снизился на 56% (с пострадавшими на 29%)
  13. Разгрузка исторического центра от автотранспорта за счет демотивирования транзитных маршрутов и снижения парковочного пространства.
  14. Увеличение пропускной способности и создание инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности.
  15. Оптимизация транспортных потоков. По результатам исследования КБ “Стрелка”, средняя скорость автомобилей на благоустроенных улицах Москвы возросла на 12%, максимальная снизилась на 20%. При имитационном моделировании краснодарских сценариев в программном комплексе «Aimsun», отдельные участки также показывают увеличение средней скорости на ряде участков с 22,2% с 16,3 км./ч. до 20,2 км./ч. При этом, скорость трамвая увеличится на 33,04%. При разработке окончательного проекта будет проведено дополнительное моделирование.

Часто задаваемые вопросы и ответы


Сужение улиц приведет к пробкам и заторам?

На самом деле как такого сужения для фактических полос движения не предполагается. В большинстве случаев речь идет о расширении пешеходной части исключительно за счет запаркованных пространств. Если мы посмотрим на обсуждаемые участки, то увидим, что по факту сегодня действующей являются одна полоса

Вот ул.Красноармейская

7 улиц. Что, как и зачем?

ул. Карасунская

7 улиц. Что, как и зачем?

ул.Чапаева

7 улиц. Что, как и зачем?

Исключением могут служить улица Красная и Рашпилевская. Но даже на Красной был уже опыт сужения до двух полос.

Во-первых, участок от Советской до Комсомольской, где крайние полосы запаркованы и фактически остаются все те же две полосы для движения.

7 улиц. Что, как и зачем?

Во-вторых, в 2019 году, если вы помните, проводились на Красной ремонтные работы, и улица также была сокращена до двух полос.

7 улиц. Что, как и зачем?

В-третьих, некоторые предлагаются вернуться к вопросы к полному перекрытию улиц. Но этот вопрос дискуссионный и требует дополнительной проработки.

Что касается ул.Рашпилевской, то в рамках проекта она рассматривается в одну из последних очередей, когда общий автомобильный трафик действительно снизится в историческом центре. Пока данный участок рассматривается как перспективный, но не первостепенный.

Как мы видим, на само движение реконструкция улиц исторического центра мало повлияет. Более того, при имитационном моделировании краснодарских сценариев в программном комплексе «Aimsun», отдельные участки показывают увеличение средней скорости на ряде участков на 22,2% с 16,3 км./ч. до 20,2 км./ч. С чем это связано? Во-первых, при одной полосе движения меньше маневров, которые зачастую являются причиной заторов. Во-вторых, из-за отсутствия парковочных карманов исчезают парковочные маневры, которые также приводят к осложнению транспортной ситуации на участке. В-третьих, те же парковки избавляют от так называемого “блуждающего трафика” (перепробег в поисках свободного места), что согласно исследованиям IBM Global Parking Survey может загружать трафик до 30%.

Таким образом существующая ситуация на участке, опыт реализации аналогичных проектов в других городах, а также результаты моделирования показывают, что никакого значительного осложнения автомобильного трафика в долгосрочной перспективе не предвидится, а на некоторых участках наоборот ожидается улучшение.

А как же парковки?

Тут уже начинаются некоторые разногласия с текущим проектом. В нем подразумевается сохранение нескольких парковочных карманов. Я считаю это вредной идеей - необходимо на 7 улицах сохранить парковочные пространства только для такси и служб. Для личных автомобилей парковку запретить вообще. Ниже попробую обосновать свое мнение.

Для начала, давайте определимся как сейчас с парковками обстоят дела. На первом этапе количество паркомест в центре сократится на 64 шт. На последующих этапах более 122. Итого речь может идти об около 200 платных паркомест. Для понимания много это или мало, нужно определить, а как эффективно эти места в центре города используются. Не секрет, что долгое время наше парковочное пространство эксплуатировалось плохо. По факту, никаких мер к неплательщикам не применялось, и как следствие, оборачиваемость паркомест была очень низкой. Многие сотрудники близлежащих офисов парковались на весь рабочий день, не боясь санкций, тем самым занимая паркоместа для клиентов прилегающих магазинов, сервисов и ресторанов. Многие водителя Краснодара знают, что найти там свободный карман достаточно сложно, и для этих целей придется делать круги в несколько кварталов, и потратить приличное время, тем самым загружая трафик, как выше сказано - до 30%). При этом, чем меньше количество парковочных мест (как предлагается текущим проектом), тем больше и дольше блуждающих в поисках свободного местечка, что осложняет дорожную обстановку. Поэтому, на мой взгляд, нужно полностью исключить возможность парковки на указанных улицах, дабы сократить “блуждающий трафик”.

Этой весной, парковочное пространство возвращается в управление городом. Уже сейчас изменена нормативная база и начался процесс выписки штрафов за неуплату. Чем жестче будут условия (вместе со значительным и неизбежным повышением цен) перед многими компаниями станет вопрос - где парковаться их сотрудникам и клиентам. Те компании (а их большинство) кто обладают собственными парковками уже сейчас данная проблема не затронет. Сотрудники других же компаний должны будут либо парковаться заранее, на специально оборудованных парковках, либо пересесть на общественный транспорт (поскольку платная общегородская парковка просто будет не по карману).

По опыту аналогичных процессов в других городах, такие же структурные перестройки произойдут и с малым бизнесом. Те компании, которые ориентировались преимущественно на автомобильный трафик вынуждены будут покинуть исторический центр в поисках наиболее подходящей инфраструктуры (что позитивно скажется и на развитии периферии). И наоборот, тот бизнес, целевая аудитория которых составляет пешеходно-туристический трафик, стрит-ритейл, придет на их место и будет развивать центр. Это неизбежность, но для этого потребуется определенное время.

Таким образом спрос на паркоместа в центре будет снижен. А та потребность которая останется, в том числе для гостей центра, смогут покрыть: а) существующие парковки, б) планируемое расширение муниципального парковочного пространства, б) планируемые и существующие многоуровневые парковки, которые даже сегодня не исчерпали свой потенциал (например парковка Галереи).

Кто-то дополнительно спросит, а как же так, я хочу подъехать как можно ближе к магазину/кафе/ресторану/салону красоты и пр. я не хочу идти пешком.

Так вот, давайте для себя определим, что исторический центр - это прежде всего пешеходная зона, также, как и парки. Вы когда приезжаете погулять в парк Галицкого или на стадион Краснодар, требуете парковки к ближайшему порталу или к детской площадке в парке? Нет, вы паркуетесь на организованной парковке, и идете пешком наслаждаясь атмосферой. Я лишь напомню, что от парковки парка до детской площадки порядка 1км. Примерно такое же расстояние вы пройдете от парковки, скажем от Галереи до “7 улиц”, а от других организованных парковок и то ближе. Наша лишь задача обеспечить прогулку приятной и комфортной.

Ну и другой вариант - общественный транспорт и такси. Поскольку никто никаких улиц не перекрывает, вы отлично можете добраться прямо до дверей любимого ресторана на такси.

Что с такси, общественным транспортом и экстренными службами. Что с подвозом товаров для коммерции?

Общественный транспорт будет в приоритете. Согласно моделированию, по определенным сценариям скорость прохождения данного участка трамваем увеличится на 33,04%. Что касается остального транспорта, включая такси - для них будут предусмотрены соответствующие карманы, в зависимости от окончательно проектного решения.

Что касается экстренных служб, то согласно московскому опыту, за счет общего снижения трафика в центре, скорость прибытия на реконструированном участке выросла в два раза с 20 до 8 минут.

По поводу коммерции, то предусматриваются соответствующие карманы-заезды (в том числе дворовые). Кроме того, в зависимости от проектного решения, возможно разные варианты. Вот пример разгрузка на ул.Большой Дмитровке в Москве

Насколько актуален проект в условиях коронакризиса?

Да, коронакризис очень сильно ударил по всей индустрии гостеприимства, HoReCа, услугам и пр. Многие кафе и рестораны не выдержали издержек и снижения платежеспособного спроса, потока посетителей и вынуждены были закрыться. Пик ограничительных мер мы прошли и стали возвращаться к обычной жизни. Именно сейчас важно поддержать данную индустрию, в том числе создав им соответствующие условия.

Более того, уличные кафе - единственные безопасный формат, который допустим даже в условиях жестких карантинных ограничений.

Также стоит учесть, что положительный эффект данные мероприятия окажут, прежде всего, на средний сегмент стрит-ретейла, что очень важно в условиях общего снижения платежеспособного спроса населения.

Снижение вакантности объектов недвижимости также позволит оказать поддержку собственникам помещений в условиях кризиса и пополнить бюджет города.

Примеры реализации аналогичных концепций в других городах России:

Ростов-на-Дону

7 улиц. Что, как и зачем?
7 улиц. Что, как и зачем?
7 улиц. Что, как и зачем?

Москва. ул.Большая Дмитровка

7 улиц. Что, как и зачем?

7 улиц. Что, как и зачем?

P.S. Мнение высказанное в данной статье является личной позицией автора.

Данная статья будет постоянно обновляться по мере поступления новых вопросов и материалов.