30.05.2017

«Сан-Франциско в сравнении с Нью-Йорком — просто песочница»

С чего все началось

Мы приехали в Нью-Йорк из Киева после того, как прошли отбор в третью группу акселерации Starta Accelerator. До этого я год жил в Сан-Франциско, куда поехал со своим первым стартапом, что позволило хорошо узнать все реалии Долины в контексте стартап-экосистемы.

Честно говоря, сначала у меня были сомнения насчет поездки в Нью-Йорк, так как одновременно со Starta Accelerator мы также прошли отбор в ещё один акселератор, расположенный в Сан-Франциско. Меня привлекал его фокус, а также то, что я уже был знаком с конъюнктурой Сан-Франциско и Долины. Однако интуиция и отменное портфолио Starta подсказали мне сделать выбор в пользу Нью-Йорка. И я не прогадал.

Первые впечатления

Первое, что бросается в глаза, — это разница в отношении к бизнесу. По сравнению с Сан-Франциско, в Нью-Йорке действительно делают бизнес, а не расходуют деньги доверчивых инвесторов. Меня не покидало слово «песочница», когда я думал об отличиях двух городов.Также очень важным фактором стало то, что в Нью-Йорке всегда скажут правду о том, что думают о вашем стартапе. В Сан-Франциско каждый будет говорить, какая у вас крутая идея на миллиард, но это всё не более чем проявление вежливости. В Нью-Йорке на вежливость нет времени. И это действительно настраивает на реальную работу.Именно здесь приходит понимание, что твой проект должен зарабатывать деньги. И вместе с остальными техническими составляющими проекта сразу думаешь над тем, где прикручивать биллинг и как правильно рассчитать монетизацию. В Сан-Франциско это происходит так: сделаем проект, получим инвестиции, наберем пользователей, сделаем экзит. В крайнем случае потом уже придумаем, как зарабатывать.По образу жизни Нью-Йорк кардинально отличается от других городов. В районах Таймс-сквер, Юнион-сквер и других «очагов» просто колоссальное количество людей. Спустя пару недель уже попадаешь в ритм и учишься маневрировать между спешащими брокерами, клерками, женщинами с колясками, бездомными и автомобилями. Светофоры — часто простая условность для пешеходов: автомобилисты уступают им дорогу даже на свой зелёный свет.Город построен очень логично — в виде сетки кварталов, — и ориентироваться здесь довольно просто. Больше всего не везет тем, кто живет дальше Бруклина или Джерси Сити, — им приходится ездить на машине, а по утрам и вечерам Манхэттен становится адом для автомобилистов — весь город стоит в пробках.За всё мое время пребывания тут я лишь однажды воспользовался Uber, и то из-за крайней необходимости, — намного быстрее добираться с помощью метро. Поэтому в Нью-Йорке в метро спускаются даже богатые и знаменитые.Стоимость проживания

В Нью-Йорк мы приехали вдвоем с сооснователем и сначала при помощи сервиса Airbnb поселились в комнате в Бруклине. Это стоило нам $40 в сутки. На Манхэттене комнаты в Airbnb стоят от $60 в сутки. Позже мы познакомились с другими ребятами из акселератора и вместе с ними арендовали большую квартиру с пятью спальными комнатами на Upper West Side (где происходили события «Вестсайдской истории»). Вся квартира обошлась нам в $4 тысячи в месяц. За двоих мы отдавали $1600.Кроме аренды, мы посчитали, что на двоих на жизнь у нас уходит около $2 тысяч в месяц, что нас крайне удивило, потому что по местным меркам это совсем небольшая сумма. Мы не ходили обедать в рестораны и часто готовили дома, практически не пользовались Uber и такси, посиделкам в барах мы предпочитали домашние вечеринки. Возможно, благодаря такому lean-подходу нам и удалось оптимизировать наши затраты.Для среднего ньюйоркца обычная цена за ланч — $10-12, и это стандартный чек для заведений, но есть много альтернатив: фургончики с невероятно вкусными халяльными блюдами и другая уличная кулинария, где также можно хорошо пообедать за $5-6. Для самых бережливых есть Dollar Pizza, которое предлагает большой кусок пиццы за один доллар.Цены на продукты, товары и услуги отличаются в зависимости от района Нью-Йорка (они тут называются боро) — в Бруклине всё дешевле, чем на Манхеттене.

На одном из митапов я познакомился с парнем, который рассказал мне, как он здесь подрабатывает. Как оказалось, в Нью-Йорке много способов заработать деньги, не имея специальных навыков. Например, тут постоянно снимают разные ТВ-шоу, на которые требуется массовка. Так за пять часов нахождения на площадке можно заработать $50.Выгодные отличияНью-Йорк — отличное место и с точки зрения доступности клиентов и инвесторов. Приведу наш пример: Anryze напрямую завязан на аудитории биржевых брокеров. И практически все они находятся на легендарной Уолл-Стрит. По приезде мы осознали, насколько в правильном месте и в правильное время мы оказались — все наши потенциальные клиенты и партнеры с удовольствием приходили к нам на встречи и практически сразу были готовы подписывать контракты. С таким я еще нигде не сталкивался.Инвесторы из топовых фондов Нью-Йорка — вовсе не недостижимые эфемерные личности с Олимпа: они тоже ездят в метро и покупают кофе в том же Starbucks. Они охотно встречаются, знакомятся с проектом, дают обратную связь, знакомят с другими инвесторами и потенциальными клиентами.Рынок Нью-Йорка не так перенасыщен стартапами, как Сан-Франциско и Долина, и это очень хорошо. Пока стартапы со всего мира стремятся в Долину, в Нью-Йорке можно спокойно работать в поле относительно низкой конкуренции.Идеальный город для b2b-сегмента

Нью Йорк — это идеальное место для развития b2b-продаж. Здесь сосредоточены крупнейшие компании мира, здесь находится крупнейший в мире финансовый рынок, а поэтому подход к бизнесу со стороны стартапов намного более утилитарный, нежели в Сан-Франциско.

Любопытно, что многие молодые предприниматели здесь стыдливо произносят слово «стартап», предпочитая традиционный термин «молодая компания». Ведь согласно классическому определению, стартап — это начинающий бизнес с ещё неопределённой бизнес-моделью.

Есть и небольшие недостатки. За время жизни в Сан-Франциско (да и в Киеве) я привык ходить в шлепанцах (или кедах), шортах и футболках на любые встречи, питчи и так далее. В Сан-Франциско это своеобразный дресс-код — если ты приходишь на встречу в костюме, к тебе будут относится иронично, как к «галстуку». Могут ещё и бухгалтером назвать.

В Нью-Йорке дресс-код имеет значение. Если на встречу с инвестором вы приходите в майке с принтом и в шортах — вы проявляете к нему неуважение. Если приходите в таком виде к клиенту — вас могут не воспринять всерьёз. Я это понял после посещения одного Reg-Tech-митапа, где собирались все компании и стартапы с нашего рынка.

Все были как минимум в пиджаках и рубашках. Во время нетворкинга я познакомился с некоторыми представителями стартапов, которые моментально спросили: «Ты, наверно, из Сан-Франциско?». На следующий же день я пошел покупать костюм.Для любого направления бизнеса здесь можно найти митапы. Виртуальная реальность, продажи, финтех — всё можно найти здесь. Желательно выбирать митапы, на которых просят символическую плату в $10-20, — они отсеивают неинтересных людей и собирают более качественную публику. Но не топ-инвесторов. Я лично разговаривал с несколькими инвесторами, которые говорят, что никогда не приходят на бесплатные митапы из-за риска быть «атакованными» стартаперами.