Паломничество "Радонежье": Лазарева суббота в Спасо-Вифанском монастыре

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» [Ин. 11:25-26]

С 8-го по 9-е апреля 2017 по скитам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры проходило паломничество «Радонежье», организованное мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России. За два дня странствия по святой земле Радонежья паломники познакомились с историей духовных центров Московского края. Совершая паломничество по земле преподобного Сергия, паломники приобщились к святыням Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, побывали в храме во имя святой Марии Магдалины и помолились в скитах - Гефсиманском Черниговский, Параклит и Сергиевском. Вспоминая юные годы преподобного Сергия, паломники побывали в Покровском Хотьковом монастыре, где покоятся мощи благочестивых родителей Игумена земли Русской – преподобных Кирилла и Марии, и посетили Радонежское подворье. Завершилось паломничество в день празднования Входа Господня в Иерусалим в православной жемчужине Московского края – Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

Целью паломничества, проходившего при поддержке братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и паломнического центра Ново-Иерусалимского монастыря, было приобщение православных к отечественным историческим ценностям, знакомству с родными святынями, которые во все времена были духовным ориентиром русского общества. Сегодня эти обители служат утешительным пристанищем в бурном житейском море не только для проживающих в них монашествующих, но и для всех тех, кто с чистым сердцем их посещает.

700 лет прошло с рождения великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Его имя стало синонимом русской духовности, символом русского исторического Пути. Радонежский край много столетий назад посетила Своим небесным явлением Пресвятая Богородица. Теперь Радонежье имеет множество святых обителей - скитов и подворий, относящихся к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Изо дня в день в места, отмеченные славой великого Радонежского Чудотворца и его учеников, со всей концов света приходят православные, чтобы через молитвенное заступничество Игумена земли Русской испросить у Всевышнего Милости.

Быстротечен был земной век преподобного Сергия, но то, что за это время великий Божий угодник сделал для страны и всего христианского люда, невозможно измерить человеческою мерой. Кроткий, смиренный старец, не желавший ничего для себя, кроме как всю свою жизнь провести в молитве и служении Господу Богу, стал Собирателем русских земель. Не мечом булатным, но мечом духовным – Словом Божием – положил начало единения княжеств и рождения Святой Руси, возродил монашескую жизнь, вымолил у Бога помощи для многих страждущих, утешил тысячи скорбящих, рассеял по всей Руси семени веры Христовой.

С точки зрения православного церковного календаря маршрут паломничества получился очень символичным и наполненным духовными смыслами. На 8-го апреля в 2017 году пришлась Лазарева суббота – день, когда Спаситель совершил чудо, воскресив четверодневного Лазаря. И первым местом, которое посетили паломники, стал Спасо-Вифанский монастырь. Нижний престол главного храма обители - Спасо-Преображенского собора - освящен в память о чудесном воскрешении Лазаря.

Именно сюда в субботу, 8 апреля, из Московского Байк-Центра и отправились паломники, чтобы принять участие в Праздничной Божественной Литургии. Когда выезжали из Байк-Центра, еще только светало, по полупустым дорогам до Сергиева Посада добрались быстро. Вошли в храм и на мгновение растерялись - такой он необычный и уникальный. В памяти тут же всплыли библейские сюжеты. Собор создан по образу древней пещеры, всем своим видом напоминающий о храмах первых христиан. Престол верхнего храма, освященного в честь Преображения Господня, устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находятся лестницы, ведущие к северным и южным дверям алтаря верхней церкви. Алтарь нижнего престола находится в искусственной пещере, символизирующей то место, где был погребен праведный Лазарь, и где произошло чудо воскрешения.

Вифания - город на Святой земле, в котором Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря, чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали, что Христос - есть Сын Божий, пришедший в мир. Евангелие гласит, что когда Иисус находился в Перее, в Вифании тяжко заболел его друг Лазарь. Сестры Лазаря, Мария и Марфа, послали рассказать об этом Спасителю. «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» [Ин. 11:4] и не сразу отправился в дом своего друга, проповедуя еще два дня в том месте, где находился.

Когда Иисус пришел в Вифанию, прошло уже четыре дня со смерти Лазаря. Мафра, выйдя навстречу Христу, сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» [Ин. 11:21-22]. Спаситель ответил ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» [Ин. 11:25-27].

Иисус подошел к пещере, в которой похоронили Лазаря, и повелел отодвинуть камень от входа. «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» [Ин. 11:41-43]. И тотчас по Гласу Спасителя умерший вышел из своего гроба. Тогда многие тогда дивились Силе Всевышнего и уверовали.

Подобно Лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начал свою историю как скит. В 1783 г. знаменитый православный иерарх, священно-архимандрит Лавры Платон (Левшин) (1737 - 1812), тогда еще архиепископ, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» основал сию обитель.

Начало Спасо-Вифанскому монастырю положило «заручное» распоряжение архиепископа Платона от 13 января 1783 года о построении кладбища для погребения «всякого чина и состояния людям» с пристойной церковью, небольшими кельями и оградой.

Построенная в 1783 — 1787 годах по проектам московского архитектора В. С. Яковлева, под наблюдением его помощника архитектора Н. М. Одоевцева и лаврского служителя, ученика архитектуры С. Болдырева, Вифанская пустынь заняла вершину протяженной гряды между речкой Торгошей с восточной стороны и обширным лаврским прудом - с западной. Густая березовая роща укрывала монастырь от проходившей неподалеку дороги из Посада в Александров, тогда как Вяльковский (позднее Вифанский) пруд и живописная долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой в 1860-х годах прервала насыпь железной дороги.

Согласно замыслу владыки Платона, Вифанская пустынь имела в плане вид прямоугольника. На главной оси — проспекте между святыми и хозяйственными воротами — располагался Спасо-Преображенский собор. К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса. В северной части были устроены гостиные кельи. Собор и келейные корпуса занимали западную половину пустыни, восточная половина была отведена под братское кладбище и конный двор.

Одновременно с Преображенским собором в 1786 году были построены монастырская ограда длиной 100 сажен с четырьмя невысокими гранеными башенками по углам и 2-ярусная колокольня над Святыми Вратами. В южной части монастыря для митрополита Платона был устроен двухэтажный деревянный дом. Часть мебели для дома владыки была подарена супругой наследника Павла Петровича великой княгиней Наталией Алексеевной и Г. А. Потёмкиным.

Такой вид получила Вифания в 1787 году, когда завершилось её строительство. В том же году архимандрит Платон был возведен в сан митрополита Московского.

Спустя десять лет после основания обители произошло значимое в ее истории событие – в апреле 1797 года пустынь посетил император Павел I. Обитель произвела на императора большое впечатление, и 1 мая 1797 г. вышел его высочайший указ о возведении Вифанской пустыни в степень штатного монастыря и об учреждении при нем семинарии. Указ объявлял новоучреждённый Спасо-Вифанский монастырь «в соединении» с Лаврой и подчинял его митрополиту Московскому «яко хозяину Вифании». Настоятелем монастыря объявлялся наместник Лавры.

Император так же пожертвовал обители земельные владения - 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю.

Сердцем Вифанской обители стал небольшой каменный собор с двумя престолами: верхним - в честь Преображения Господня, и нижним – в честь Воскрешения праведного Лазаря.

Продолжение здесь