О понимании, действительности и труде

28 August 2018
483 full reads
3,5 min.
729 story viewsUnique page visitors
483 read the story to the endThat's 66% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Александр Моисеевич Пятигорский
Александр Моисеевич Пятигорский

В 60-70-хх годах 20 века яркими представителями философской школы СССР были 3 друга: Александр Моисеевич Пятигорский, Георгий Петрович Щедровицкий и Мераб Константинович Мамардашвили. Ниже вы найдёте несколько интересных цитат этих философ, которые сложно назвать главными или важными в их работах, но точно можно назвать интересными, то есть "раздражающими мысль, а не останавливающими мышление".

"И что же теперь делать? Понимать, блядь! Усилиться, постараться. Это же очень просто – постараться. Нет, понять сложно, но можно ж захотеть хотя бы. Скажем, один дебил приглашает в гости другого дебила и говорит: «Ну, Ваня, давай все-таки постараемся. Как-то это нехорошо получается»... Причем на это способен при известном усилии даже дикий человек. Возьмите такого дикого человека в русской истории, как Григорий Ефимович Распутин. Он ж дикий был человек, темный до невозможности. Но он понимал одно: войны не должно быть, а уж если есть война, Россия не должна воевать. Значит, в этом человеке жило какое-то понимание. Он понимал, что война – это конец России. И он был прав. Ну его за это же убили. Вся подноготная ясна, все опубликовано. Они же панически боялись, что заставят царя заключить сепаратный мир, а у этого дикаря была идеологическая ненависть и отвращение к войне. Удивительно, да?" (Александр Пятигорский)

"Вообще, совпадение целей – это интересно. У человека не может быть такой цели – трудиться; я вот такую, резкую вещь говорю. Такой цели у человека быть не может в принципе. Это бессодержательно. Что значит – «трудиться»? Трудиться он обязан по закону. Таковы сегодня условия. И у Маркса был важный тезис, который и сейчас часто повторяют, но ведь его еще надо осмыслить. Маркс писал, что мера развития всякого общества – это свободное время людей. Что значит «свободное время»? Свободное от труда. Это он писал в ранних работах, в работах среднего периода, в поздних. Он об этом писал постоянно." (Георгий Щедровицкий)

"Когда я говорил о "здесь и сейчас", о том, что на прошлом нельзя улечься спать, а на буду­ щее нельзя перекладывать, то это были не просто красивые ме­тафоры. Я хочу привести один простоий пример, который закре­пит в нашем сознании то, что в действительности мы имеем здесь дело со сложным культурным комплексом. Решающиий внутренниий психологический и социальный механизм русскоий, россиийскоий культуры можно, я думаю, выразить несколькими словами: всегда - завтра, всегда - вместе и всегда - в один сверкающий̆ звездныий час. А сегодня можно делать, что угодно. Как выражался Достоевскиий: вымажемся, выпачкаемся и потом каким-то неизвестным путем все - в один час и все вместе станем красивыми, добрыми и свободными. Каждыий раз непо­нятно только каким образом из соединения десяти пальцев по­лучится справедливое и умное состояние. Каким образом изпродолжения заблуждениий в один прекрасныий день получитсяистина. И каким образом из безнравственности, практикуемой̆ на каждом шагу, получится какая-то ослепительная и притом совместная нравственность. Если вы задумаетесь о почти магне­тическом действии этого комплекса, то поиймете, какое значе­ние имеет внешне безобидно выглядящиий философскиий тезис: hic et nunc - здесь и сейчас. Философы в таких случаях гово­рят, что нет многих миров, есть только один мир, и нет удвое­ния времени. Ведь ленивыий человек (в прустовском смысле) — это человек, удваивающиий время. Он считает, что можно, не меняясь самому, что-то исправить." (Мераб Мамардашвили)