Топ-5 стратегий 2017 года

11.01.2018


В начале 2000-ых всевозможные списки и рейтинги игр не составляли с тем неистовым постоянством, с каким это делают сейчас. Тем не менее, посмотрев на хит-парады тех лет, вы бы точно смогли обнаружить на их вершине пару добротных стратегий. Сейчас же жанр находится в некотором кризисе, и разработчикам так или иначе приходится возвращаться к истокам.
Такие легендарные игры, как Warcraft 3 или первый Dawn of War до сих пор являются образцами того, как нужно делать RTS. В пошаговых же стратегических играх, в эпоху абсолютно неконкурентоспособных частей Heroes of Might and Magic и Disciples, лучшими представителями жанра стали так называемые 4Х-стратегии в лице Civilization (и ее многочисленных клонов в самых различных сеттингах), которая коренным образом не предлагает каких-то новых идей, но исправно выходит раз в пару лет. Еще пару лестных слов стоить сказать и об успешной реинкарнации серии X-COM, где главный упор сделан на тактическую составляющую.
Тем радостней, что в 2017 году привычный список пополнился не только прежними и хорошо забытыми именами, но и парочкой новых.

5. Halo Wars 2

В не столь отдаленном прошлом никто и не мог надеяться, что на приставках будет комфортно играть в RTS. Да, были неплохие порты KKnD и Commander&Conquer, в которых сложность управления на геймпаде воспринималась скорее, как еще один челлендж, который нужно преодолеть. Но только с выходом первой части Halo Wars пришло осознание, что консолям наконец-то начинает покоряться и этот игровой жанр, пусть и данная попытка не была безупречна. Тем приятней, что на Xbox One в феврале 2017 года (а скоро будет и на PC, правда только для Windows 10) вышло продолжение саги о войне ковенантов и людей.

Истинным адептам стратегий в реальном времени небольшие карты Halo Wars 2, которые иногда увеличиваются в размерах в угоду очередного сюжетного поворота, покажутся откровенно маленькими и скучными. Более того, для постройки базы, как и раньше, не придется особенно задумываться — все ваши здания возводятся на уже заданных клетках вашей боевой платформы. В напряженном контроле ваших войск во время сражений также нет никакой нужды — требуется лишь правильно подбирать нужные типы войск, чтобы вовремя нейтрализовывать вражеские атаки.
Да и сюжет кампании в целом довольно типичен и вряд ли удивит бывалого игрока. На горизонте событий возникает очередная вселенская угроза, которую устранить могут только лишь ваши подчиненные в стильных футуристических доспехах. А для тех, кто далек от серии Halo, и потому не сможет понять множество отсылок к сюжету экшенов в этой вселенной, история и вовсе покажется обычным боевиком, где одна фракция бодается с другой за земельные участки.
Увы, великим стратегом и полководцем в этой игре себя не почувствовать, но подкупает Halo Wars 2 совсем другими вещами. Безумный темп происходящего на экране полностью захватит игроков на протяжении коротких, но насыщенных сюжетных миссий и агрессивных мультиплеерных баталий. За время, которое обычно в других стратегиях тратят на возвездение первых казарм, в Halo Wars 2 вы либо сами начнете доминировать на карте, ведя свои отряды в бой, либо будете отбивать первые ожесточенные атаки соперников.

Нововведения же коснулись в первую очередь сетевой игры: вместе с друзьями геймеры смогут пройти кампанию, сразиться друг с другом, отбивать волны врагов, а также протестировать свои навыки в ряде специальных игровых модификаций: контроль точек, удержание мини-баз, захват флага, и многих других.
Самым же крутым экспериментом стал режим "Блиц", который можно сравнить с чем-то вроде Hearthstone или Ultimate Team в FIFA. Вместо вашей базы у вас на руках карточная колода, где сами карты - ваши юниты. Колоды, при этом, можно улучшать, добирать для них новые комплекты, побеждая в сражениях, или же, безвольно покупая наборы в игровом магазине. Призыв войск на поле битвы производится при розыгрыше карт, что расходует энергию, которая восполняется при уничтожении войск противника или ее сборе с поверхности планеты. Основной же задачей при этом является удержание контрольных точек. Конечно, выводы об успешности такого игрового режима можно будет делать, как только с игрой ознакомятся и владельцы ПК, но, судя по другим жанрам, эта идея должна быть очень популярной, и круче всего то, что она впервые реализована в RTS в многопользовательском режиме сразу на двух игровых платформах.

Halo Wars 2 сложно соревноваться по качеству сюжета и игровой составляющей с признанными шедеврами в жанре RTS, но она представляет собой что-то совершенно новое для бывалых игроков, и, вместе с тем, полностью доступное для понимания любому новичку. И именно за это стремление быть удобной, понятной и современной игрой, она заслужила свое место в нашем придирчивом рейтинге.


4. Dawn of War III

В долгожданную третью часть стратегии по вселенной Warhammer 40k фанаты серии зайдут как к себе домой, не вешая свой плазмоган на крючок в прихожей. Здесь все-так же, как и много лет назад, лучше умереть за Императора, чем жить для себя и успех измеряется в количестве крови, вашей или врагов. Остальные же смертные увидят добротную реал-тайм стратегию с постройкой базы и захватом точек, безумными полчищами юнитов, убивающими друг друга по целому ряду причин, и линейным сюжетом с парочкой интриг и предательств.

Хоть разработчики из Relic и решили вновь вернуться к истокам, позволив игрокам снова монотонно начинать копить ресурсы, улучшать войска и выстраивать оборонительные редуты, от некоторых элементов из второй части отказываться не стали.
Теперь и в сетевой игре, и в кампании вам предлагается брать с собой в сражение отряды элитных войск, которые обладают уникальными способностями и могут перевернуть исход неравной битвы. В их ряды входят и бесстрашные герои, например, Габриэль Ангелос или Видящая Маха, уже знакомые нам по первой части Dawn of War, а также специальные юниты, от небольших тактических войск и "капитанов" до шагающих механических машин, высотой с пару командных центров. Также у каждой фракции есть возможность выбора доктрин, специальных улучшений, которые будут усилять определенные типы ваших войск или давать им новые способности. Различные комбинации элитных отрядов и доктрин позволят игрокам использовать новые тактики и взглянуть на каждую фракцию с разных сторон.

Однако дальше этого разработчики не пошли: снаряжение для ваших особых юнитов выбирать нельзя, внешний вид тоже поменять не получится. Вместо этого предлагается лишь задорно разукрасить ваше суровое воинство, дабы вселять ужас в сердца врагов и дальтоников. Система укрытий, которая довольно неплохо была реализована во второй части, исчезла почти полностью. Лишь иногда можно встретить на карте специальные круглые зоны, которые при захвате оснащаются силовыми щитами, блокирующими большинство дальнобойных снарядов.
В отличии от Dawn of War II: Retribution, где мы могли поиграть за добрую половину фракций из вселенной Warhammer 40k, в третьей части нам доступные лишь три: орки, космодесантники и эльдары. История конфликта в сюжетной компании весьма обыденна и предсказуема, хоть и не лишена привычного шарма, выражающегося в криках Waaagh, реках крови и войне, которая, как известно, никогда не меняется. Характеры и истинные намерения персонажей можно понять уже по их интонациям во время коротких интерлюдий перед миссиями, поэтому в целом сюжет воспринимается больше, как фон, а не как полноценный игровой элемент. Ситуацию планируется исправить с помощью большого дополнения, где будут, по слухам, присутствовать некроны, и, возможно, империя Тау.
Что явно удалось сделать создателям Dawn of War III, так это сделать все 3 воинствующие фракции максимально непохожими друг на друга. Так, основной фишкой эльдаров стала мобильность, которая позволяет им быстро перемещать свою базу и войска посредством Врат. Кроме того, каждый их отряд оснащен энергетическими щитами, которые могут перезаряжаться вне боя. Космодесантники теперь полностью оправдывают свое название и могут сбрасывать прямо с орбиты капсулы с войсками прямо в сердце сражения, а также ставить боевые штандарты, которые значительно увеличивают боевой потенциал юнитов. Самой же забавной фракцией, ожидаемо, стали орки, которые теперь могут собирать свои причудливые боевые машины прямо на поле боя из обломков вражеской техники, а также улучшать свои отряды и получать новые способности, копаясь в металлоломе.

Третью часть действительно язык не повернется назвать лучшей RTS года, но, тем не менее, это все та же потрясающая по своему исполнению стратегия с прекрасной графикой и отличным физическим движком в старой доброй вселенной Warhammer 40k. Хочется верить, что уже в ближайшем аддоне разработчикам удастся сплести клубок своих идей воедино и создать по-настоящему зубодробительную игру, уж если не ради самих себя, то хотя бы во славу Императора.


3. Tooth and Tail

Про Tooth and Tail мы уже писали в нашем недавнем обзоре, где попытались осветить все её главные преимущества и недостатки. Тем не менее, хочется все-таки еще раз подчеркнуть главное. А после того, как мы его подчеркнули, хочется сказать, что Tooth and Tail прекрасна совсем не кровожадными зверюшками-каннибалами в пиксельном оформлении и возможностью использовать геймпад. Важно в ней то, насколько тема и сюжет игры идеально совпадают с тем, что будет происходить на экране под вашим непосредственным контролем.
Печально, но современные гейм-девелоперы продолжают порождать игры, где геймплей совершенно не вяжется с теми эмоциями, ощущениями, настроением, которыми игроки хотят проникнуться, погружаясь в ту или иную историю уже на моменте вступительного ролика. Вместо сложного квеста галактического масштаба, провал которого может привести к чудовищным последствиям, игроку могут подкинуть решать судоку с инопланетными иероглифами, вместо самостоятельного изучения игрового мира — заставят взобраться на гору или башню, чтобы все окрестности автоматически стали видны на вашей карте. Наконец, вместо беспощадного эпического сражения двух армий, нам могут предложить соревнование по постройке боевых турелей всех видов и размеров, в котором иногда нужно будет нажимать кнопки Q W E (и даже R!), чтобы пару раз на карте что-то громко и эффектно бабахнуло.
Большое спасибо создателям Tooth and Tail, что в их игре про войну есть только война, и ничего лишнего.


2. X-COM 2. War of the Chosen

Без зазрений совести мы поместили на второе место нашего рейтинга не отдельную игру, а глобальный аддон к ней. Так уж повелось, что Firaxis одна из редких компаний, которая рано или поздно прислушивается к мнению пользователей. Неизбежно через год или два после релиза выходят новые массивные дополнения, которые исправляют баги и ошибки, расширяют игровые и сюжетные возможности и в целом добавляют к оригиналу столько контента, что его может хватить и на две полноценные игры. Так было с Brave New World для Civilization V, так было с Enemy Within для первой части X-COM и так, к нашей всеобщей радости, будет и для Civilization VI уже этой весной (кстати, про анонс дополнения вы сможете почитать на нашем канале уже совсем скоро).

Не исключением стал и аддон War of The Сhosen, позволяющий взглянуть на противостояние людей и пришельцев совсем под другим углом. Прежде всего, стоит сказать, что дополнение действительно превращает сюжет игры в повествование о том, как гуманоиды яростно пытаются отбить свой родной мир у инопланетных захватчиков. Теперь на борьбу с супостатами поднимаются в дружном порыве все жители Земли. Именно этого и не хватало оригинальной X-COM 2, где игроки чувствовали себя скорее наемным работником в госкорпорации, которому требовалось выполнить ежегодный план до дедлайна.
Теперь на чертов таймер, неумолимо отсчитывавший время до провала очередной миссии, стало можно влиять, посредством выполнения различных заданий. Увеличилось и количество глобальных событий, которые происходят на мировой карте, а сами миссии и ситуации, в которые попадал игрок, стали намного разнообразней. Так, ваши солдаты теперь могут "притереться" к своим напарникам и получить новые способности, работая в уже сплоченной группе. Кроме того, как и обычные люди они устают от непрерывных поручений, боли и страдания и начинают требовать заслуженных выходных. Помимо обычных тактических миссий с пошаговыми боями, появилась возможность отправлять ваших бойцов на секретные операции, в ходе которых они могут, например, попасть в плен, и вам придется их вызволять.
Ряд простых, но эффективных решений позволил разработчикам разобраться с основными проблемами оригинала, но, к счастью, они не остановились на достигнутом и продолжили превращать игру из хорошей в отличную.
Совершенно неожиданно, в мире X-COM появляются и новые союзники, и новые враги. Помимо вашего отряда специального назначения на борьбу с захватчиками вышли еще три группировки: Заступники, Храмовники и Жнецы. Первые — сепаратисты из "Адвента", которые мечтают о мести своим бывшим хозяевам. Вторые представляют собой группу псиоников, которые вроде и не готовы вмешиваться в военные конфликты, но в глубине души совсем не прочь навалять пришельцам. Жнецы же являются своего рода "народным фронтом", участники которого пойдут на все, чтобы прогнать поганых захватчиков из своего дома. Помимо глобальной экономической и политической поддержки, каждая из фракций при взаимовыгодным сотрудничестве будет готова отдать под ваше управление своих лучших бойцов, которые обладают уникальными навыками и умениями. Даже мирные жители во время актов террора и устрашения, устраиваемых пришельцами, могут взять ружье в руки и попытаться завалить пару-тройку супостатов.

Казалось бы, с такими союзниками война будет выиграна в два счета, но не тут-то было. Во-первых, все враги стали намного умнее и разнообразней. Армию противника пополнили могущественные жрецы-псионики, огнеметчики, способные посеять хаос в ваших тактических построениях и «призраки», которые могут создавать копии наших бойцов.

Главными же действующими лицами War of the Chosen стали три "мини-босса", которых называют Избранными. Каждому из них за полную победу над X-COM была обещана целая планета, и потому вся троица находится в непрерывном конфликте и с вами, и друг с другом. У каждого из Избранных есть своя манера поведения, свои навыки, которые они используют, чтобы мешать вам и во время тактических сражений и на глобальной карте.
Надо сказать, что каждый из этих персонажей выглядит достаточно живо. Любой из троицы постоянно пытается нас оскорбить или задвинуть пространное пафосное сообщение об их месте во Вселенной, а после очередного провала грозится отомстить так, что мало не покажется. Однако в контексте войны за выживание они все-таки смотрятся слишком карикатурно, как какой-нибудь стандартный суперзлодей из комиксов, планирующий ограбление банка. Все-таки от противостояния с представителями высокотехнологичной разумной инопланетной расой ждешь чего-то более внятного, чем претенциозные запугивания. Да и после финального поединка с каждым из трех претендентов на планетарный трон, игрок не получит даже и коротенькой катсцены, не говоря уже о каких-то ярких впечатлениях или уникальном игровом опыте. Это будет всего лишь очередной шажок для всего человечества на пути к свободе.

Однако требовать от отличной тактической стратегии еще и ярких запоминающихся персонажей — все равно что ждать появление алмазов в золотохранилище. Пускай сюжетная часть дополнения вышла немного скомканной, но то, насколько безупречно авторами игры была проведена работа над ошибками вызывает восхищение. X-COM 2 не только избавилась от множества прежних недостатков, но и превратилась в почти что новую, более сложную и интересную игру, которая наряду с первой частью навсегда займет свое место в пантеоне самых крутых стратегических игр этого десятилетия.



1. Endless Space 2

У каждого из нас есть свои маленькие слабости. Кто-то любит наряжаться в женские платья, кто-то издает неприличные звуки, когда ест горячие щи, а кто-то, как, например, автор данного списка, обожает игры Amplitude Studios.
Французских разработчиков действительно есть за что уважать. За 6 лет работы им удалось создать не просто 4 замечательных игры, которые частично объединены сюжетом, а целую вселенную со своими узнаваемыми чертами и уникальной историей. Путешествуя по мирам и планетам Вечных, каждый раз испытываешь какой-то первобытный трепет, страх перед неизведанным, глядя на одинокие звезды, далекие планеты и следы прежних цивилизаций. Эту вселенную хочется изучить вдоль и поперек, разгадать ее тайны, понять, почему одни смогли выжить, в то время, как другие были обречены растаять в вечности без следа.

Возможно игры Amplitude Studios вызывают такие эмоции, потому что каждый их проект сначала появляется в раннем доступе и создается при непосредственном участии пользователей, которые делятся с авторами своими соображениями на площадке Games2Gether. В конечном итоге работники студии создают именно то, что хотели бы видеть в игре самые разные люди. На примере серии Endless Space видно, что отличные глобальные стратегии создаются тогда, когда в них вкладываются идеи каждого, кому они не безразличны.
Однако всем сентиментальным вступлениям рано или поздно наступает конец, и приходится изображать объективность. На самом деле, в Endless Space 2 нет чего-то такого кардинально нового, что нельзя найти в любой другой 4Х-стратегии про космос. Игрокам привычным образом придется колонизировать и терраформировать новые планеты, открывать новые технологии, выстраивать дипломатические отношения с другими фракциями или же воевать с ними, принимать сложные решения по внутренней политике и экономике империи. Как и всегда, один из выбранных векторов развития может привести вас к победе и господству в галактике.

Самым главным достоинством игры именно в разрезе глобальной стратегии является то, что в ней присутствуют 8 действительно уникальных рас. Если в Civilization, мы все-таки выбираем путь, который приведет нас к победе, а нация с ее преимуществами становится лишь подспорьем для достижения нашей цели, то в Endless Space 2 даже ощущения от игрового процесса за каждую фракцию разнятся кардинальным образом. И дело тут не только в десятке уникальных свойств или наличии сюжетных (но не обязательных к выполнению для победы) квестов с прекрасно написанным текстом и миллионом случайных событий, из-за которых вы постоянно будете думать "еще пару ходов и все!", а на деле засиживаться часами. Сам игровой баланс подталкивает вас к тому, чтобы вы использовали ваши сильные стороны в уместных для этого ситуациях и исполнили то, что вам было предназначено самой вселенной. И это подарит вам гораздо более увлекательное времяпровождение, чем попытка выиграть галактическую войну самым очевидным способом из возможных.
Другим важным преимуществом стратегии является ее относительная простота. Можно сколько угодно нахваливать общепризнанных мастодонтов жанра вроде Stellaris или Crusader Kings II за их комплексность, правдоподобность, внимание к деталям и возможность подкрутить даже самые мелкие шестеренки в механизме вашей державы. Но компьютерная игра все-таки должна больше развлекать, чем учить вас на протяжении многих часов, как в нее играть. В Endless Space 2 после небольшого, но содержательного введения в курс дела, вы будете знать почти все о том, что вам понадобится в ходе игры. Однако геймплей совсем не сводится к принципу "сделай a, чтобы получить b". Каждый ход вам придется ставить под сомнения свои же решения, которые ввиду постоянно меняющихся условий, например, экспансии со стороны противника, могут стать неактуальными. Другими словами, творение Amplitude Studios хоть и не грузит вас сложными схемами достижения победы, которые доступны для понимания только настоящим стратегическим гениям, но тем не менее, постоянно будет ставить перед игроком непростые задачи, требующие логического и критического мышления.

Стоит сказать пару слов и о том, что есть в игре, помимо самой стратегии. Еще находясь в раннем доступе, Endless Space 2 стала считаться одним из самых ярких и красивых представителей своего жанра благодаря своему неповторимому визуальному стилю. Каждый экран управления и игрового меню и даже интро фракций наполнены потрясающей анимацией и выглядят такими живыми, что трудно поверить, что их делали в 2D. Однако и трехмерные элементы и модели, например, космолеты и планеты, также смотрятся весьма достойно. Если же бесцеремонно выкрутить ползунок с громкостью музыки до нуля (которая тоже, надо отметить, прекрасно сочетается с процессом построения космической империи), то вы сможете услышать мерное сопение двигателей, бури, бушующие на газовых гигантах, и космос, беззвучный, но будто бы пробуждающийся от глубокого сна.
Возможно, Endless Space 2 и не должна быть на вершине этого псевдообъективного рейтинга, ведь в ней не так уж и много чего-то необычного, она не двигает жанр километровыми шагами вперед и не заставляет тысячи людей, разбирать, что же на самом деле показали в ее трейлере. Но зато в ней можно расслабиться, утонуть в бескрайних просторах чужой галактики, забыв о том, что в реальном мире вообще есть какие-то топы игр, лутбоксы, работа, мировая политика, ведь по сравнению с жизнью одиноких звезд и далеких цивилизаций, это все совершенно не имеет никакого значения.


В общем, потакайте вашим слабостям почаще и любите компьютерные игры! Всех с Рождеством!