«Мы прекратим существование». Севастопольские конструкторы готовятся выйти на митинги

13.06.2017

Работники центрального конструкторского бюро «Черноморец» обвинили правительство Севастополя в попытке захватить здание. После сообщения о слиянии ЦКБ с ГУП «Севморзавод» конструкторы написали в администрацию президента, что диалог с местными властями исчерпан и люди готовы к митингам, ведь ходят слухи, что туда намерены переехать чиновники. Что на самом деле происходит и кто перед кем накопил долги – выяснял «ФедералПресс».

В четверг правительство Севастополя включило ГУП «Центральное конструкторское бюро «Черноморец» в состав государственного унитарного предприятия «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе». В ответ на это объединение конструкторы написали обращение в полпредство, администрацию президента, Госдуму и сенат, в котором сказано: люди готовы митинговать на улицах, поскольку все попытки диалога с местными чиновниками уже исчерпаны.

«Мы прекратим существование как центральное конструкторское бюро и все работы по научной тематике теперь не будут востребованы. Мы станем обычным бюро при заводе. Как на последнем совещании нам сказали: хватит трех ваших конструкторов, сделаем технологический отдел и все обеспечим», – говорит председатель профсоюза Анатолий Михайленко.

В советское время в ЦКБ работало 1200 человек, бюро гремело на весь Союз и готовило документацию для всех флотов. Сейчас КБ сохранило свою специализацию по разработке технической документации для постройки, ремонта, модернизации кораблей и судов военно-морского флота, но на предприятии работает всего 40 человек. Слияние предполагает переезд «Черноморца» на площадки «Севморзавода», которые, по словам конструкторов, совершено для этого не приспособлены: помещения не отапливаются, нет спецсетей, более того – нет места, способного вместить уникальный архив. Специалисты говорят, что этот переезд займет до полугода и предполагает затраты на миллионы рублей.

Здание раздора

В 1947 году на площади Лазарева в самом центре Севастополя специально под ЦКБ построили здание, которое ценится теперь не только как памятник архитектуры, но и притягательно своим месторасположением. Конструкторы вспоминают, что попытки перепрофилировать площадки бюро под другие нужды с разной степенью интенсивности и успешности предпринимались еще при Украине, и продолжаются по сей день. Теперь работники ЦКБ с 70-летней историей обвиняют власти в желании захватить здание. «ФедералПресс» они сообщили, что нынешний глава КБ Павел Вершинин – это уже третий руководитель предприятия за последние три года. В Севастополь он приехал в апреле 2017-го из минпромторга (напомним, что в июле 2016 года замминистра минпромторга Дмитрий Овсянников был назначен врио губернатора Севастополя).

«Первый директор Александр Бородин не соглашался на переезд – его сняли и прислали другого. Второй директор, Александр Козин, понял объемы и зная нашу работу, отказался переезжать. Его уволили, как говорится, по собственному желанию и прислали третьего. Кроме первого руководителя – все пришлые», – вспоминают конструкторы.

Специалисты говорят, что оставаясь в своем здании, ЦКБ смогло бы принять на работу до 600 человек, а теперь опасаются, что и 40 человек не будут нужны. Выход из этой ситуации они видят в том, чтобы переподчинить бюро из городской в федеральную собственность.

«Хотим добиться, чтобы нас включили в федеральную собственность. Мы просто хотим работать, чтобы к нам не вмешивались. Мы хотим обратиться к президенту чтобы он назначил независимую комиссию, которая ценит наши возможности, а те 1800 кв. метров, которые нам предлагают на «Севморзаводе», не достаточны, не приспособлены и нет возможности для развития», – переживают работники.

Одни убытки

В правительстве заверяют, что объединение – это не уничтожение предприятия, а, наоборот, попытка спасти. Директор департамента экономики Элимдар Ахтемов рассказал «ФедералПресс», что по итогам 2016 года ЦКБ показало убытки на сумму порядка 2 млн рублей, а в настоящее время у предприятия начали накапливаться долги по зарплате. По его данным – 300 тыс. рублей. Он заявил, что у «Черноморца» сейчас нет работы и отсутствуют подписанные контракты.

«Наша задача сейчас перевести людей на новые рабочие места. Это присоединение – возможность людям дать работу: «Севморзавод» активно работает со «Звездочкой». Мы хотим сохранить конструкторское подразделение. Что касается здания – оно никуда не продается, а передается в казну года. У ГУПа «Черноморец» нет денег его отремонтировать, а оно не реконструировалось с момента постройки, там все коммуникации аварийные», – говорит Ахтемов.

«Мы не верим этим обещаниям, уже очень много всего говорилось и не исполнялось, – отвечают работники. – Неэффективными нас сделали чиновники. Вот они говорят, что у нас миллионные долги. Но почему не говорят, что из этой суммы 1 млн 310 тыс. – долг правительства перед нами? Они не платили коммунальные услуги», – отвечают в профсоюзе.

Ни в правительстве, ни в руководстве ЦКБ сейчас не готовы назвать дату переезда бюро и то, как историческое здание будет использоваться в дальнейшем. По одной из версий, туда намерены переехать чиновники.

Руководитель предприятия Павел Вершинин рассказал «ФедералПресс», что решение по слиянию предприятия было для коллектива неожиданным, но считает, что оснований для паники нет. «Переезд состоится только тога, когда будут созданы все условия (на новой площадке – прим. ред.) и мы это понимаем», – сказал Вершинин. Он уточнил, что у ЦКБ на данный момент нет заключенных договоров, а портфель заказов на 2017 год сформирован на сумму более 30 млн рублей. «Преддоговорная работа по этим заказам уже началась», – уточнил руководитель предприятия.

Напомним, что в 2015 году правительство города национализировало «Севморзавод» несмотря на протесты заксобрания. До этого предприятие было аффилировано структурам президента Украины Петра Порошенко. А Объединенная судостроительная корпорация интегрирует северодвинский «Центр судоремонта «Звездочка» и севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе».

«ФедералПресс» продолжит следить за развитием событий.