Допобразование и профориентация: текущее состояние и перспективы

30.05.2017

Мы в “Профилум” занимаемся профориентацией не только на практике - через тесты и консультации, но и в теории. Анализируем рынок, собираем исследовательские группы, выдвигаем гипотезы, проверяем их. Всё это помогает нам создавать современный и максимально полезный сервис.

Ниже - наша свежая обзорная статья, вышедшая в журнале "Профессиональное образование и занятость молодежи".

В 2014 году правительством Российской Федерации была утверждена концепция развития дополнительного образования детей, в которой постулируется необходимость «обеспечения прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширения возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования и развития инновационного потенциала общества».

Одним из результатов реализации концепции должно стать увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (не менее 75 %).

Еще с 2012 года можно наблюдать активный рост и изменение структуры рынка дополнительного образования детей: количество организаций дополнительного образования выросло более чем на 30 % по сравнению с 2012 годом, на 10 % выросло количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, занятых в организациях дополнительного образования: сегодня этот показатель в среднем составляет 80 % в крупных городах. Целью нашей работы стал анализ потенциала сферы дополнительного образования для профессиональной ориентации школьников. В данной статье будет рассмотрен рынок дополнительного образования на примере Москвы: его размер, структура, востребованность среди родителей и детей, а также то, какие задачи с помощью дополнительного образования решают его основные участники.

Ситуация, сложившаяся в области дополнительного образования в Москве, несомненно, может в деталях отличаться от ситуации в других регионах, однако в общем случае иллюстрирует роль дополнительного образования и процессы, происходящие в других крупных городах.

Сегодня рынок образовательных услуг Москвы достаточно насыщен.

По показателям каталога онлайн-сервиса «Профилум», в Москве существует более 1200 учреждений, предоставляющих программы дополнительного образования для детей. Из них около 90 % — государственные, 10 % — коммерческие.

В государственных центрах около 65 % всех программ предоставляются на бесплатной основе, 35 % — на платной;

в коммерческих центрах бесплатных программ не более 15 %, основная масса про- грамм платна. На декабрь 2016 года количество учреждений в каталоге «Профилум», предоставляющих услуги дополнительного образования, в разных округах Москвы распределено неравномерно. Наибольшее количество центров расположено в Центральном и Восточном округе (15 %, 13 % от всего количества центров в Москве соответственно), наименьшее — в Северо-западном и Юго-восточном (8 % и 9 % соответственно). Причем распределение частных и государственных центров примерно одинаковое. Однако, даже несмотря на неравномерность распределения центров дополнительного образования по округам, в Москве распространены секции и кружки при школах, которые также реализуют потребность детей в дополнительном образовании.

Самые распространенные - программы в сферах творчества и искусства, языков и лингвистики (прежде всего, английский язык) и спорта.

50 % коммерческих и 66 % государственных центров дополнительного образования предоставляют программы из сферы творчества и искусства, причем эти программы составляют более половины от всех бесплатных и платных программ (по 65 % соответственно). 14 % коммерческих учреждений предоставляют всевозможные спортивные занятия, а 12 % — программы по изучению языков (среди государственных центров с программами этих направленностей всего 7 % и 3 % соответственно). Мало представлены программы в сферах финансов и менеджмента, культурологии и туризма, а также информационных технологий. Среди детей и их родителей дополнительное образование широко востребовано. По данным портала «Открытые данные Москвы»,

в 2016 году 85 % всех детей Москвы от 5 до 18 лет обучались на разных дополнительных образовательных программах.

По данным ежегодного мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ 2013 года школьники тратят в среднем 7,5 часов в неделю на дополнительные занятия. Из них 6,6 часа они занимаются в кружках и студиях в центрах и в школе. В Москве посещать дополнительные занятия 80 % детей начинают еще до школы, а остальные — в начальной школе. 45,3 % детей в Москве посещают дополнительные занятия в школьных кружках и секциях.

В декабре 2016 года компанией «Профилум» было проведено собственное качественное исследование с целью изучения механизма выбора дополнительного образования для детей, в том числе и с помощью онлайн-ресурсов, и использования дополнительного образования как инструмента профориентации школьников. Исследование проводилось при участии родителей учащихся младшей, средней и старшей школы. Целевая аудитория исследования отражала взрослую целевую аудиторию онлайн-ресурса «Профилум»: мужчины и женщины, имеющие детей-школьников младших, средних и старших классов. Сбор данных проводился методом фокус-групп. В фокус-группах участвовали мамы, проживающие вместе с семьей в Москве, чей доход оценивается как «выше среднего» (от 80 до 100 тыс. руб.). Так как исследование было проведено в качественной парадигме, то перенесение результатов, полученных на небольшой группе информантов, на всю генеральную совокупность невозможно. Однако полученные результаты отражают преобладающее отношение к вопросам дополнительного образования детей в группе, являющейся целевой для нашего исследования.

Основные результаты исследования состояли в том, что:

• в младшей школе программы дополнительного образования выбираются, в основном, чтобы обеспечить всестороннее развитие ребенка. Профориентация на этом этапе неактуальна;
• в средней школе выбор программ и центров дополнительного образования продиктован удовлетворением личного интереса школьника, а также «для общего развития». Дополнительное образование не рассматривается как инструмент/ресурс для профориентации. Актуальность вопроса с определением дальнейшего образовательного и профессионального развития возникает только к 9 классу, когда необходимо выбирать предметы для сдачи ГИА;
• в старшей школе занятия по программам дополнительного образования уходят на второй план, актуализируются вопросы профориентации и выбора дальнейшей образовательной траектории. На данном этапе все выбираемые дополнительные занятия посещаются с целью подготовки к поступлению в вуз.

Причем выбор направления обучения, выбор будущей профессии происходит вне сферы дополнительного образования: занятия по программам дополнительного образования не используются для профессионального определения школьников. Результаты, полученные в ходе проведенной фокус-группы, подтверждаются данными ежегодного мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ 2013 года, который уже упоминался выше.

Если в младшей и средней школе для почти половины родителей (46,7 %) роль дополнительного образования состоит в «реализации интересов, увлечений ребенка», то в старшей школе акцент в дополнительном образовании школьников смещается в сторону подготовки к поступлению в вуз, на первый план выходит необходимость подготовки к успешной сдаче экзаменов. Так часть занятий, не связанных с изучением школьных предметов, замещаются занятиями с репетиторами.

Около 40 % родителей учеников старшей школы отмечают, что их дети занимаются с репетитором против 20 % родителей учеников средней школы и 12 % родителей учеников младшей школы.

По мнению 43,2 % родителей старшеклассников занятия в сфере дополнительного образования «обеспечивают хорошую подготовку для поступления в школу/вуз, занятия способствуют лучшей успеваемости ребенка в школе» (против 28.8 % и 19.7 % среди родителей учащихся в средней (5–9‑й классы) и младшей школе (1–4‑й классы) соответственно).

Для родителей старшеклассников актуальным становится формирование образовательной траектории ребенка.

Дополнительное образование не рассматривается как способ профессиональной ориентации ребенка, а доля тех родителей, кто связывает дополнительное образование с карьерным будущим ребенка, незначительна.

Таким образом, рынок дополнительного образования в Москве достаточно обширен и насыщен, присутствуют разные виды занятий, причем интересные программы можно найти как в специальных центрах дополнительного образования, так и в школе. Большое число детей посещает дополнительные занятия с дошкольного возраста и младшей школы. Дополнительное образование имеет огромный потенциал для определения дальнейших образовательных и профессиональных интересов за счет высокой вовлеченности и охвата, но как инструмент формирования образовательной траектории начинает использоваться только в старшей школе, а как инструмент профориентации не воспринимается родителями вообще.

В заключении мы хотели бы отразить наше понимание и видение роли рынка и ресурсов дополнительного образования для профориентации школьников, особенно в контексте профильности обучения, организации профессиональных проб и подготовки к выбору направления профессионального образования к окончанию школы.

Современная концепция образования строится в том числе на понятии индивидуализации и персонализации образования через формирование образовательных траекторий, под которыми понимается персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующей его способностям, мотивам, интересам и потребностям.

Образовательная траектория может включать в себя профильную школьную активность и набор вариантов дополнительного образования, которые подбираются с учетом предпочтений и талантов ребенка и позволяют уже на этапе школьного обучения попробовать себя в интересующих профессиональных направлениях и даже развить определенные профильные компетенции.

На текущий момент в каталоге “Профилум” содержится около 150 направлений дополнительного образования,

что позволяет любому желающему попробовать себя практически в любой профессиональной сфере, от медика до филолога, и совершить к моменту окончания школы действительно сформировавшийся и осознанный выбор направления дальнейшего развития, основанный на личном опыте.

Наша базовая гипотеза заключается в том, что наличие такой практики и поддерживающих технологий позволит реализовывать системные профессиональные пробы через ресурсы дополнительного образования и значимо улучшать качественные и количественные показатели профориентации школьников, а дополнительное образование получит еще одну ценностную составляющую в глазах детей и родителей.