«Кошелёк или жизнь?» или сколько могут стоить 10 км/ч на спидометре?

Стремление снизить количество ДТП в городах с помощью ограничения максимальной скорости может привести к некоторым неочевидным проблемам. С одной стороны - скорость транспортного средства является решающим фактором, который влияет как на серьезность последствий ДТП, так и лишает водителя возможности избежать аварии. С другой стороны, скорость движения товаров и людей – это один из ключевых показателей эффективности транспортной системы, который постоянно стремятся повысить.

«Кошелёк или жизнь?» или сколько могут стоить 10 км/ч на спидометре?

Опыт европейских стран

В недавнем британском исследовании, посвященном снижению скоростных лимитов в городах, рассматриваются эффекты от введения ограничения скорости в 20 миль в час (около 32 км/ч) в городском центре Белфаста и на всей территории городского округа Эдинбурга (Шотландия). Главной целью исследования было установить эффекты от изменения скоростного режима на общественное здоровье, в первую очередь – число погибших.

В результате было установлено, что в течение года после введения ограничений в Эдинбурге средняя скорость движения на дорогах снизилась на 1,34 миль/час, а количество аварий и их жертв сократилось примерно на 35%. При этом объём трафика остался практически неизменным. Данных об изменении водителями маршрутов движения получено не было (возможно, это связано с тем, что изменения произошли повсеместно).

Опыт развивающихся стран

Другое подобное исследование было проведено в городе Сан-Паулу (Бразилия) с целью оценить эффекты от изменения скоростного режима в городе. Изменения коснулись основных дорог города: на главных магистралях порог скорости был снижен с 90 км/ч до 70 км/ч, а на прочих важных улицах с 60 км/ч до 50 км/ч. До введения изменений в 2015 году показатель смертности на дорогах города составлял 8,2 на 100 000 человек (для сравнения в Нью-Йорке 2,8 на 100 000 человек). При этом доля пешеходов и мотоциклистов от общего числа жертв составляла 44 % и 37 % соответственно, оставшиеся были водители и пассажиры автомобилей.

«Кошелёк или жизнь?» или сколько могут стоить 10 км/ч на спидометре?

Всего скоростной режим был изменен на 570 км дорог, но для лучшего анализа статистика собиралась по всему городу. Изначально авторы работы предполагали, что ограничения скорости на отдельных дорогах приведут к тому, что общее количество ДТП снизится не так сильно, а просто произойдет перераспределения аварий по дорожной сети города. Однако результаты показали, что количество ДТП значительно уменьшилось (почти на 22%) и никакого распределения по окрестным улицам не произошло. Напротив, анализ аварий на улицах, прилегающих к участкам с уменьшенным скоростным режимом, показывает снижение абсолютного числа ДТП.

Было подсчитано, что за 18 месяцев на участках с ограничением скоростного режима было предотвращено 1889 аварий с 104 потенциальными жертвами. Дополнительно было установлено, что уменьшение количества аварий связано непосредственно с ограничением скорости, а не уменьшением объёмов трафика или другими причинам (был проведен масштабный анализ выписанных штрафов).

Ещё один важный результат дало изучение влияния камер контроля скорости. Было показано, что на участках дороги, оборудованных камерами, количество ДТП уменьшилось в 1,5 раза по сравнению с участками пониженного скоростного режима, но без камер. При этом наличие камер на участках без дополнительного скоростного ограничения не уменьшало вероятности ДТП значительно, но их последствия были менее серьёзны, чем на участках без ограничений скорости и без камер.

Положительный эффект для безопасности дорожного движения от ограничения скорости движения достаточно очевиден, но как быть с оценкой экономических эффектов?

Для того, чтобы экономический эффект от введения ограничительных мер был положительным, необходимо, чтобы выгода от предотвращенных аварий (человеческие жизни + ущерб транспортным средствам и объектам инфраструктуры) была больше, чем потери от увеличенного времени поездки.

Но как считать потери от увеличения времени в пути? Логичным подходом видится использование параметра стоимости времени. В исследовании для города Сан-Паулу было сделано два расчета, использующих медианную и среднюю заработные платы для определения «стоимости жизни», и оценки потерь от увеличения времени в пути. При использовании медианной заработной платы для оценки экономического эффекта выяснилось, что выгода от введения скоростных ограничений более чем в 2 раза превышает потери от увеличения длительности поездок.

«Кошелёк или жизнь?» или сколько могут стоить 10 км/ч на спидометре?

Главные выводы

  • Введение дополнительного ограничения скоростей приводит к значительному сокращению числа ДТП и смертей. Дополнительные действия, сопровождающие эти изменения, такие как установка камер, лежачих полицейских и пр., ещё больше усиливают этот эффект. Внедрение ограничительных мер в отдельных районах влияет и на прилегающие территории.
  • Положительный экономический эффект перевешивает затраты от увеличения времени поездок.

Важно понимать, что уровень общественного развития, и транспортной системы в частности, в России отличается от европейского. Необходимо помнить, что решение одних проблем может создавать новые.

Например:

  • введение скоростных ограничений в городе может заставить водителей концентрировать внимание на спидометре, чтобы случайно не превысить скорость и не получить штраф, это может увеличить время реакции и повысить риск ДТП.
  • Низкие скорости движения могут привести к тому, что водители начнут чаще отвлекаться на телефоны, что тоже повышает риск аварий.
  • Ещё одним долгосрочным негативным эффектом может быть изменение в характере поведения пешеходов. Пониженные скорости автомобилей делают пешеходов «смелее», давая им ложное ощущение безопасности, провоцируя их на рискованные действия.

Проекты по внедрению скоростных ограничений должны сопровождаться развитием адекватной инфраструктуры альтернативных видов транспорта, которые смогут уменьшить заторы в транспортной сети и снизить общий эффект от уменьшения скорости движения.

Полный материал статьи читайте на TR.ru

👋