Стимминг и с чем его едят. Часть 1.

При работе с детьми-аутистами можно заметить, что они периодически начинают совершать "странные" телодвижения. Начинают и не прекращают на протяжении какого-то времени. Это и есть стимминг (или самостимулирующее поведение).
Движения варьируются в зависимости от конкретного ребенка, но можно выделить отдельные виды.

Лично я пока только сталкивалась с:
- Тактильным (трение кожи, рук, ног друг о друга/стул/стол, теребление какого-то предмета, почесывание, расцарапывание).
- Вестибулярным(раскачивание корпуса туда-сюда, кружение, беготня)
- Звуковым (издавание различных звуков, щелчки и т.д.).

Однако существуют еще
- Визуальное (частое моргание, размахивание перед глазами руками или предметами, вращание глазами туда-сюда).
- Вкусовое (берут предметы/собственные части тела и кладут их в рот, либо облизывают, кусание)
- Обонятельное (обнюхивание предметов, себя).

Вы можете сказать "ну и что такого, я и за собой подобное замечаю, я что, аутист?".
Разумеется, и нейротипики бывают уличены за таким поведением (особенно, если им скучно, или их что-то волнует). Однако у аутистов частота и сила стимминга гораздо выше, чем у обычного человека.
В различных центрах, проводящих занятия для аутистичных детей (и где педагог/тьютор не один на группу) часто практикуется такая вещь:один человек ведет мастер-класс, а другой записывает, скажем, сколько раз Миша дергал шеей, как часто Петя растопыривал пальцы и как долго Федя ворочал руками, сложенными как у динозавра. Также, у таких детей он иногда может выражаться в довольно деструктивной форме (особенно, если они чем-то взволнованы) — вплоть до расчесывания себя до крови и битья головой о стены/зеркала и т.д.

Про то зачем такой механизм нужен аутистам, что с ним делать и нужно ли что-то делать, возможные минусы расскажем в следующих постах.