Влияние цветовосприятия на когнитивную сферу деятельности человека

Процесс зрительного восприятия начинается от физико-химических стадий, через предварительную обработку изображения глазом и мозгом - к психическим подсознательным и сознательным процессам идентификации и распознавания образов внешнего мира. И немалую роль в зрительной перцепции играет цветовосприятие.

Отношение человека к объектам действительности ассоциативно, поэтому явления совершенно равноправные физически могут вызывать различное субъективное воздействие. К цвету, как и ко многому другому (запахи, вкусы), с детства закладывается определённое отношение, связанное с культурной и социальной средой формирования личности, в период приобретения жизненного опыта. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Исследования психологии цветовосприятия наглядно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях.

Цвет - это это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего. В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими. Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции на задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы. При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до 780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал. В следствие эволюции человеческий глаз наиболее четко воспринимает оттенки зеленого (длина волны 510-550 нм), что позволяет обнаружить отличающиеся от окружающих пейзажей движущиеся объекты, которые вполне могут оказаться хищниками.

Многочисленные психологические и социологические исследования воздействия цветов на восприятие дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др.), с другой стороны — влиянием культуры. Эмоциональное воздействие цветов отражается и в языке — всем знакомы выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и многие другие.

В одном из исследований, изучавших влияние цвета на субъективную эмоциональную оценку фотографий, было выявлено следующее:
1. До начала сознательного восприятия (примерно 200-300 мс) зеленый и голубой вызывают сильное нейронное возбуждение в лобной доле головного мозга. Красный, в свою очередь, за тот же временной период активирует нейронную деятельность в затылочной и височной зонах, что говорит о сильном эмоциональном воздействии этого цвета, поскольку из затылочной и височной долей импульсы переходят в лимбическую систему.
2. Пик нейронной активности при цветовосприятии приходится на 50-150 мс с момента начала воздействия раздражителя (период подсознательного восприятия).
3. При сознательном восприятии (более 300 мс) цвета воздействуют на нейронную деятельность по-разному. Опыт, полученный в процессе социализации субъекта, а также его индивидуальные цветовые предпочтения, личностные качества и структура мотивации оказывают очень большое влияние на восприятие цветов. Например, красный цвет в СССР ассоциировался преимущественно с праздником, демонстрацией. Тот же цвет был символом врага для национал-социалистов в Германии в период Второй мировой войны. На Востоке цвет смерти — белый, а на Западе — черный. Объясняется это различными религиозными толкованиями. На Востоке к смерти относятся как к переходу на новый , более духовный уровень развития, перевоплощению, а на Западе — как к окончанию земного существования, смерти вообще
Воздействие некоторых цветов вызывает сходные реакции у представителей различных культур. Так, красный цвет влияет интенсивнее, чем синий и зеленый, яркое контрастное сочетание цветов — сильнее, чем неяркое.
4. Нейронная активность при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Так как этот феномен наблюдался в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины эмоциональнее реагируют на цвета вообще. На мужчин же, наоборот, более сильное воздействие оказывают черно-белые изображения.

Влияние цвета на когнитивное восприятие особенно интересно в том плане, что такой элемент дизайна, как цветовое оформление, может нести как положительный, так и отрицательный потенциал воздействия на познавательные функции. Опыт показывает, что в различных цветовых средах человеку «думается» по -разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи
Рассмотрим цвета с точки зрения их воздействия на эмоции и когнитивные характеристики человека (восприятие, мышление, внимание, память и т.д.)

- Красный цвет привлекает внимание ввиду высокой интенсивности восприятия. Издавна считается цветом страсти, провокации, опасности. Это цвет экстремизма, крайности. Схожими свойствами обладает оранжевый, однако он лишен излишней экспрессии красного и дает ощущение внутреннего равновесия. При использовании на большой площади также создает ощущение «дешевизны». В то же время оранжевый активизирует выделенные элементы текста, взгляд читающего возвращается к ним при равномерном сканировании остальных блоков текста.

- Жёлтый - цвет общения, приветливости,. Есть мнение, что он способствует импровизации. Считают, что желтый способен « наделить» объект интеллектом. Поэтому, например, рекламу товаров и услуг, производимых с использованием высоких технологий, рекомендуют делать в желтом. Однако использование на большой площади так же вызывает ощущение «дешевизны»

- Синий цвет — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синий элемент на экране привлекает к себе внимание, но не вызывает отрицательных эмоций, как красный. Вызывает ощущение холода, стерильности, некоммуникабельности.

- Считается, что серый, являясь цветом интеллекта, одновременно расслабляет и успокаивает. Вместе с тем его созерцание не способствует активной умственной работе, ввиду эмоциональной нейтральности, однако может воздействовать депрессивно.

- Зеленый цвет воздействует освежающе, успокаивающе либо нейтрально. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Зеленый и желтый цвета благотворно влияют на производительность труда, в том числе умственного.

- Черный передает глубину, однако может воздействовать депрессивно. Ассоциируется с властью

- Белый символизирует невинность, божественность, нейтральность, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

Обобщая результаты опытов в этой сфере, можно сделать следующие выводы:
а) При оформлении материала предпочтительно использовать оттенки синего, голубого, насыщенно желтого, белого, зеленого.
б) У большого количества людей преобладает негативная реакция на следующие цвета: черный, красный, серый, коричневый; при доминировании на экране монитора эти цвета могут вызвать отрицательные эмоции и торможение при усвоении информации.
При сочетании оттенков синего и черного можно добиться уменьшения влияния негативной составляющей; такого же эффекта можно достичь при плавных градиентных переходах; рациональное использование цвета позволяет привлечь внимание учащихся к определенному компоненту рисунка, графика и т.д.
г) Человеческие возможности в разрешении цветов ограничены, поэтому использование дополнительных цветов и множества оттенков часто вызывает зрительную утомляемость и раздражение пользователя;
д) Цвет придает форме характер — может смягчить, усилить, изменить смысловую направленность. Цвет может увеличить или уменьшить кажущиеся размеры объектов или их частей

https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_4489 Арт-терапия
https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_4559 Работа с арт-терапией

Список литературы
Berndt H. Schmitt. Experiential marketing. How to Get Customers sense, feel, think, act and relate to Your Company and Brands. – M.: Fair-Press,–2001.–P. 400.
Никулова Г. А. Цветовое оформление учебных материалов и его влияние на восприятие информации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2006. №2.
Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970
Кляуззе, В. Эргономическое обеспечение Web-дизайна ( Мир ПК, #05/2002, WWW.osp.ru).
Солсо, Р.Л. Когнитивная психология.- М.: Тривола, 1996.
Нижибицкий, О. Техническая эстетика. "В мире оборудования", 2 (43).