Идея 1: «Большинство людей не умеют читать»

Идея такая. В течение ближайших дней я поделюсь с тобой пятью великими идеями, которые изменили мою жизнь.

Предлагаю тебе каждую идею узнать, проверить и, если ты её воспримешь, сделать её частью себя, начать жить в соответствии с ней.

Странный профессор

Первая идея — «Большинство людей не умеют читать» — была для меня сперва неприятной, болезненной. Её автор — Мортимер Адлер, американский философ и педагог, главный редактор «Энциклопедии Британника», автор бестселлера «Как читать книги: руководство по чтению великих произведений».

В этой книге Адлер рассказывает, как он читал лекцию для трех тысяч школьных учителей. С трибуны он утверждал, что студенты колледжей не умеют читать. Аудитория его не понимала. Адлер добавил, что читать не умеет большинство людей, в том числе и многие знакомые ему профессора университетов, а возможно, и его аудитория.

Аудитория негодовала. «Что за бред несет этот идиот на кафедре?» — такая мысль читалась на лицах слушателей.

Не буду здесь рассказывать, чем закончилась эта история. Возможно, она станет для тебя приманкой, чтобы прочитать эту книгу.

Но факт остается фактом: люди не умеют читать. И если ты эту идею поймёшь (прочувствуешь, сделаешь её частью себя), она сможет перевернуть твои представлении о чтении.

Покажу на своём примере. Складывать буквы в слова я научился ещё до школы. С тех пор прочитал около 2000 книг. Но, если вы меня спросите о прочитанном, большинство из книг прошли словно мимо меня. Я инвестировал в чтение одной книги non-fiction в среднем, наверное, около 15 часов. Но что я получал в итоге — 2-3 запомнившихся факта. Остальное вскоре забывалось. Я прочитывал книгу, но я не мог ей пользоваться.

А по Адлеру, читать и понимать — это уметь применять.

Более того, я не сильно углублялся в книги, которые мне казались непонятными. Я либо бросал их читать, либо читал со своей привычной скоростью. И там, где книга могла перевернуть мои представления о себе и мира, я не останавливался. Проходил мимо.

Собрал ли ты урожай?

Предложу такую метафору. Представь, что ты огородник, который засевает участок земли. Ты вскопал землю, нашел семена, посадил их, семена начали всходить, но ты не стал больше сюда приходить. Появился другой участок. А потом ещё один. Примерно так обстоят дела с чтением.

Такие инвестиции в чтение обычно не окупаются.

Когда мы читаем книгу по саморазвитию, такой подход не годится. С книгой надо подружиться. Понять, что хотел донести до нас автор, какие у него были основания, согласны ли мы с ним, и если согласны, то как мы сможем применять эти идеи в своей жизни.

Именно такой тип чтения — чтения для понимания — мы практикуем в Школе великих книг. Задача — поработать с книгой, понять её, провести параллели между книгой и нашей жизнью, увидеть, где то, о чем пишет автор, в моем мире и внедрить идеи из книги в свою жизнь. Это не так просто. Но именно такое чтение меняет всё.

Как это было со мной?

Книгу Адлера прочитал в 33 года. Понимание, что я читаю поверхностно, что я прочитываю книгу и не меняюсь, тогда перевернуло мой взгляд на чтение. Я то считал, что я молодец, много читаю.

Мортимер Адлер писал: «Человек, который много, но плохо читал, заслуживает скорее жалости, чем похвалы, за то, что так бездарно потратил время и усилия». Эти слова было обо мне.

Оказалось, что в главном — в деле понимания — я практически ничего не делаю. И тогда я начал читать иначе.

Не просто читаю книгу: с ней работаю. По каждой великой книге пишу разговоры, а в группах обсуждаем главные тезисы книг. Благодаря этому, постоянно внедряю знание из книг в жизнь и способствую всем участникам групп в том, чтобы перенимать опыт великих.

Теперь наслаждаюсь уже скорее не самим чтением, а радостью понимания идей великих авторов, радостью, когда участники групп приходят к новому пониманию и выстраивают более гармоничные отношения с миром.

Мой метод — читать великие книги так, словно от их понимания зависит жизнь. Кажется, что это метафора, но поверь: есть книги, которые способны в корне изменить жизнь. И от внимательного прочтения такой книги, её понимания (а понимание обычно предполагает новые действия) зависит, направишь ли ты жизнь туда, куда хочешь, или нет!

Домашнее задание

Я предлагаю читать эти статьи и меняться. Чтобы это прошло не в фоновом режиме, а действительно было полезно, стоит сделать «домашнее задание».

По ссылке домашнее задание к этой идее. Скопируй вопросы к себе и ответь на них.

Поделись своим выполненным заданием или впечатлениями от выполнения задания в группе онлайн-марафона или со мной лично.