6 subscribers

Буддизм и наука

Нейробиологи только-только подошли к тому, что Сиддхартхе Гаутаме стало очевидно ещё 2500 лет назад. Позже этого человека стали именовать Буддой, что означает буквально «пробудившийся».

Четыре Благородные Истины в буддизме:

✅ Существует страдание. Под страданием следует понимать неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.

✅ У этого есть причина – жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).

✅ Существует возможность освободиться от страдания (прекратить действие её причины).

✅ Существует некий срединный путь, который ведёт к избавлению от страдания – между самоистязанием и приверженностью удовольствиям.

Буддизм и наука

Те, кто знаком с нейробиологией хотя бы на юзерском уровне как я, могут понять, о чем речь в благородных истинах. Действия того самого дофамина, ученые-нейробиологи в разное время называли: поиск, хотение, влечение, желание. Это вечное ожидание счастья, а не само счастье. Кроме того, сама эта возбуждающая гонка имеет фоном тревогу: жажду насыщения, удовольствий, признания – невозможно удовлетворить. Это темная бездна.

Не буду здесь подробно расписывать. Скажу только, что по сути, те прикладные научно обоснованные вещи, которые стали появляться в связи с изучением механизмов биохимии, – стали тождественны тому, о чем говорил Будда задолго до этого.

Наверное поэтому буддисты вообще и Далай-лама в частности, так тесно сотрудничают с ведущими учеными всего мира, исследующими человеческий мозг и сознание. Российские учёные (в частности, Анохин, Черниговская и др.) не исключение. Информации об этом сотрудничестве – море.

И может оказаться так, что наука и религия (буддизм) сойдутся в одной точке истины, в скором времени. А такие понятия, как «перерождение», «нирвана», «колесо Сансары» – будут вполне себе научно обоснованы.